Этика бизнеса

Этика бизнеса

Этика бизнеса и ее составляющие. Факторами, влияющие на интерес экономистов этикой бизнеса определяют рост борьбы за инвестиции, развитие информационных технологий, религиозный и культурный плюрализм.

В мировой литературе вопросу этического ведения бизнеса уделяется большое внимание, в частности его исследовали такие известные ученые как А. Смит, М. Фридмен, П. Друкер, Г. Кэсси. Стоит отметить, что само понятие этического ведения бизнеса является результатом трудов, а не практических наработок предпринимателей, как это обычно бывает.

В частности Г. Кэсси сформировал 5 аксиом ведения бизнеса, самая первая из которых касается вопроса этики бизнеса. Он сказал: чистый бизнес переживет менее чистый, и честность получит больший доход, чем мошенничество. Поэтому ни одна компания не смогла бы с помощью мошенничества и неэтичного поведения продержаться долгое время. Одной ловкости для ведения бизнеса недостаточно.
Однако самым показательным примером этических норм является, безусловно, Библия, ее заповеди. Ведь именно в них сконцентрированы те основные постулаты, соблюдение которых определяет этическое поведение.

Этика бизнеса представляет собой систему моральных принципов, которая обязывает отличать правильное поведение от неправильного. Как видно из этого определения, понимания деловой этики во многом зависит от системы общих и личных ценностей менеджеров компаний. Поэтому важной является подготовка отечественных менеджеров, которые осознают всю важность этического ведения бизнеса.
В нашей стране процесс подготовки к работе менеджеров в новых условиях идет с большим трудом. Наши менеджеры в реальных условиях пытаются действовать по стандартам бизнес этики, которая есть в мире, и, конечно, с учетом отечественных особенностей. Постепенно складывается определенный этический кодекс бизнеса.

Добиться понимания, а тем более соблюдение этических принципов чрезвычайно сложно, мешают этому различные барьеры.
Внутренние:
• скептическое отношение к этике в бизнесе;
• пессимизм (ничего тут не изменишь; воровали и воровать будем);
• фатализм (зло всесильно, оно побеждает всегда и везде);
• перекладывание ответственности на других (я бы с удовольствием, но вот другие …);
• неуверенность в своей моральной последовательности;
• моральная несдержанность;
• страх стать неконкурентоспособным;
• завышенная самооценка. Внешние:
• законы, общественное мнение;
• подкуп чиновников;
• недобросовестность деловых партнеров;
• применение силовых методов в отношениях с партнерами;
• необязательность в деловых коммуникациях. В сфере торговли:
• нарушение обязательств по платежам;
• нарушение сроков поставки;
• закупка и продажа товаров с просроченными сроками реализации;
• не профессионализм персонала;
• операции с контрабандным товаром. В сфере производства:
• производство товаров низкого качества;
• подделка торговых знаков;
• создание подставных фирм и перекачки средств. В сфере финансов:
• задержка операций с целью «прокрутки» денег;
• нечестность персонала;
• разглашение коммерческой тайны, кражи, сговор с конкурентами;
• подделки документов и тому подобное.

Деловые люди пытаются найти ответ на вопрос, что важнее — правовые (официальные) нормы, регламентирующие экономическую жизнь общества, или этические? Какой должна быть их взаимодействие?
Практика многих стран (например Венесуэлы, Италии) показывает, что четкое, детальное правовое регулирование далеко не всегда обеспечивает высокий уровень этики деловых отношений. В Японии, наоборот, этика, деловая культура, делают ненужными большинство формальных норм.
Что необходимо и возможно сделать чтобы этические нормы бизнеса стали реальностью в наших условиях?

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, для установления этических принципов необходимо следующее:
• разумная налоговая политика;
• четкое и стабильное правовое регулирование экономики;
• ликвидация организованной преступности, коррупции;
• политическая стабильность;
• профессионализм предпринимателей;
• равные условия для всех для ведения бизнеса;
• формирование в обществе положительного имиджа предпринимателя;
• формирование корпоративной этики предпринимателей;
• обучение этическим основам бизнеса.

Очевидно, что становление этических норм должно начинаться с конкретной организации, фирмы. Мировым деловым обществом накоплен определенный опыт в этике бизнеса. Все чаще фирмы, организации внедряют кодексы поведения или корпоративные кодексы, другими словами правила, которыми руководствуются отдельные организации, фирмы.