Основы принятия и реализации управленческих решений

Любая деятельность человека связана с выбором и принятием решений, которые обычно предшествуют действиям, даже самым элементарным. Зачастую, простые решения являются очевидными и не требуют большого промежутка времени для их принятия. Но, что делать, если от принятого выбора может зависеть политика целой компании или направление деятельности всей организации? Именно поэтому, особое значение имеет принятие управленческих решений.

Решение как основной элемент управления

В общем понимании, «решение» означает предписание к действию, которое имеет своей целью решить какую-либо проблему. При этом, «принятие решения» представляет собой выбор конкретного действия из большого количества всевозможных альтернатив. В классическом виде, это выбор из двух вариантов следует действовать или нет. Управленческая работа всегда подразумевает принятие решений. Более того, необходимость принятия управленческих решений пронизывает всю деятельность руководителя организации. Выбор сопутствует всем действиям начальства, начиная от формулирования целей, заканчивая их достижением. Руководители вынуждены проводить бизнес-анализ множества альтернативных вариантов, прежде чем найти верное решение. Для эффективной работы организации, требуется принятие постоянных правильных решений.

клавиша, девушка у дверей, ноутбук

Менеджер несет ответственность не только за себя, но и за всех сотрудников и организацию в целом. Управленческие решения могут влиять на жизнь обычных работников, финансовое состояние организации и политику компании. Поэтому от правильного решения руководителя зависит многое. Таким образом, «управленческое решение» — это осознанный выбор руководителя, который он должен сделать в соответствии с объемом полномочий занимаемой должности, с целью обеспечения выполнения задач, стоящих перед организацией.

Признаки управленческого решения

Девушка стоит прислонившись головой к стене

 

Понятие «управленческое решение» характеризуется совокупностью признаков, среди которых выделяются следующие:

  • Целевая направленность — ориентация на достижение цели или системы целей. Установление четкой направленности является главным элементов не только в управленческой деятельности, но и на этапах принятия и реализации решений;
  • Обоснованность — это наличие оснований для выбора любой из альтернатив. Обоснованности должна сопутствовать достоверная информация о состоянии предмета, методах его реализации, степени соответствия его целям организации и т. д;
  • Адресность — ориентированность на определенный объект, исполнителей, их квалификацию и компетентность;
  • Согласованность с другими решениями — все вновь принимаемые решения должны иметь связь с ранее принятыми или сопутствующими вопросами;
  • Правомочность решения — соответствие с правилами, нормами, полномочиями, которые предусмотрены в компании. Этот признак обеспечивает сбалансированность прав и обязанностей на всех уровнях управления;
  • Эффективность — предполагает потребность в ресурсном обеспечении, а также при его реализации в целях достижения желаемой цели;
  • Своевременность — принятие управленческого решения необходимо ровно в указанный срок, ни раньше и не позже установленного времени.
  • Исчерпываемость, четкость формулировки — решение должно включать в себя набор всех компонентов для воздействия на управляемый объект. К этим средствам можно отнести: цель, метод, ресурс, способ достижения результата, организация деятельности на всех стадиях и этапах и т. д.);
  • Компромиссность — принятие решения должно быть основано на взаимных уступках. Рациональные решения обычно базируются на компромиссе между отрицательными и положительными результатами.

Виды управленческих решений

коллеги работают на ноутбуке, график

 

Совокупность признаков помогает выявить классификацию управленческих решений. Исследователи выделяют несколько видов разделения решений. Основываясь на различных теориях, можно предложить такую классификацию, как:

  • по содержанию решаемых задач (научные, технологические, социальные, экономические, организационные, идейно-воспитательные);
  • по уровню принятия решений (уровень всей организации, одного подразделения, отдельных сотрудников);
  • по количеству целей (одноцелевые, многоцелевые);
  • по субъекту (индивидуальные, коллективные);
  • по времени действия (стратегические, тактические, текущие);
  • по цикличности (разовые, постоянно повторяющиеся);
  • по степени формализации (формально закрепленные, устные);
  • по основанию (интуитивные, рациональные);
  • по сложности (простые, сложные, средней сложности);
  • по условиям принятия (определенные, вероятные, неопределенные);
  • по направленности (направленные внутрь объекта, направленные за его пределы).

Конкретные виды управленческих решений имеют различные свойства. Естественно, им должны соответствовать разные методы реализации и организации процедур их принятия. Различаются и методы разработки, затраты времени, ресурсов на их реализацию. Например, на данный момент, существуют типовые задачи, для которых разработаны алгоритмы принятия решений, оптимальных для конкретной ситуации. Они основываются на математических моделях и призваны максимально обезопасить организацию от риска. Сегодня, эффективные руководители пользуются всеми возможными видами управленческих решений, чтобы достигнуть нужного результата.

Этапы принятия управленческих решений и их реализация

схематичное изображение выбора человека

Управленческое решение принимается с целью разрешения конкретной задачи. Процесс разрешения состоит из нескольких стадий:

  1. Разработка и принятие решение;
  2. Реализация решения;
  3. Оценка полученных результатов.

На первых этапах производиться анализ и оценка альтернативных вариантов решения поставленной задачи, с учетом всех ограничений и критериев. На этапе принятия могут быть привлечены эксперты или группа сотрудников, компетентных в вопросе. Однако, ответственность всегда лежит на плечах руководителя.

Принятое управленческое решение должно быть своевременно реализовано. Только после осуществления решения, может быть выявлена его настоящая ценность и качественность. Руководитель на этой стадии должен обеспечить организацию исполнения решения, включая план реализации, а также доведение этого плана до исполнителей и мониторинг выполнения указанной работы. На каждом этапе важно соблюдение культуры предпринимательства. План обязательно должен включать сроки, исполнителей, требуемый перечень ресурсов. В процессе реализации решения необходим контроль не только работ, но и полученных результатов.

Таким образом, принятие управленческого решения на всех этапах должно подвергаться предварительной оценке. Руководитель должен определить достоинства и недостатки каждого решения и возможные последствия. На основе анализа уже выбирается окончательный вариант решения проблемы, то есть альтернатива с благоприятными последствиями. Она должна содержать наилучший вариант действия.