Сущность конфликта

Сущность конфликта и ее роль в современном обществе. Реальная жизнь организации — это сложный клубок производственных, организационно-управленческих и межличностных отношений.
Противоречия существуют всегда и на всех уровнях — внутри личности, в межличностном общении, в производственных отношениях в организации, между организациями и т.д.. Однако формы проявления этих противоречий и способы их опровержений бывают самые разнообразные. Противоречия могут решаться вполне «естественным» путем — через решение поставленных задач. Но часто их острота приобретает такую ??силу, что они начинают превращаются в конфликты.

Реально сущность конфликта порождается самим фактом наличия различий. Непосредственной же их причиной является отношение людей к различиям во мнениях, взглядах и т.д..

В возникновении конфликтов можно выделить две стороны — объективную и субъективную.

Объективная причина связана со сложной противоречивой ситуацией: неудовлетворительные условия работы, нечеткое разделение функций и обязанностей — эти проблемы относятся к ряду потенциально конфликтных, т.е. объективная является той возможной основой, на базе которой возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характера вероятность возникновения конфликтов довольно велика.

Нередко конкретные ситуации создают препятствия на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. До многих из них мы относимся спокойно, считая их естественными. Проблема начинается тогда, когда эти препятствия вызывают у нас протест: принятое решение кажется ошибочным, поведение кого-то из коллег неприемлемым, оценка нашего труда неправильной и т.д..

Начало конфликта, как правило, связано с тем, что работник пытается доказать оппоненту свою точку зрения. Оппонентом может быть конкретный человек, реже — группа людей: руководитель, принявший соответствующее решение, коллега, подчиненный зависимости от различных производственных ситуаций.

Руководителю часто приходится разрешать сущность конфликта именно такого типа, когда подчиненные предъявляют претензии относительно плохих условий труда, невозможности получить отпуск в удобное время, отсутствие перспектив подобное. В такой ситуации у руководителя часто возникает ответная реакция протеста, связана с тем, что речь идет об обстоятельствах, которые не всегда от него зависят, поэтому он считает претензии подчиненного несправедливыми. Хотя необходимо помнить, что руководитель в глазах работников воспринимается не только как конкретный человек на конкретном рабочем месте, но и как представитель всей администрации, поэтому в глазах подчиненных он несет ответственность за трудовую ситуацию в целом.
В свою очередь, и руководитель за неудовлетворительную ситуацию — плохую работу коллектива, нездоровую морально-психологическую атмосферу-нередко перекладывает ответственность на кого-то из работников («мутит воду»).

Сущность конфликта такого типа могут иметь последствия с серьезными осложнениями, так как оппонент воспринимает выдвинутые обвинения как необоснованные.

Умение решить сложную ситуацию, не доводя ее до конфликта — признак социально-психологического культуры человека. В то же время личностные неблагоприятные проявления могут резко обострить ситуацию, вызвав конфликт.

Дело ведь не в том, чтобы избежать любых противоречий, борьбы мнений, различных точек зрения, что является обычным необходимым явлением делового общения, а в умении правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Основной причиной возникновения сущности конфликтов является игнорирование сферой межличностного взаимодействия, что приводит к неудовлетворенности и напряженности в отношениях с работниками. А также невысокий уровень психологической компетентности часто является причиной неадекватного поведения, приводит к повышению стрессо — уязвимости руководителей.

Психологическая подготовка к управлению конфликтными явлениями в коллективе — это прежде всего готовность к конструктивному разрешению конфликтов. Это умение анализировать ситуацию управления и развития, прогнозирование последствий, принятия оптимального решения, устранения отрицательных ее последствий, видение положительных сторон.