Моббинг: травля на рабочем месте

Сотрудник переживает на рабочем месте

Моббинг – это новое понятие, которое обозначает давно известную травлю на рабочем месте. В классическом виде он представляет собой желание начальства или сотрудников добиться увольнения неугодного работника по каким-либо причинам.

Что такое моббинг?

Чтобы различить череду конфликтов от настоящего моббинга, нужно руководствоваться несколькими признаками: во-первых, это протяженность во времени. Конфликты есть в любом коллективе, но если они имеет конкретную направленность, то можно смело отмечать серьезный моббинг. Во-вторых, травля всегда направлена на одного человека, а не на целую группу. В-третьих, цель моббинга – это унижение и запугивания, в то время как обычные конфликты приводят к решению задач и разногласий.

Таким образом, жизнь на рабочем месте становится невыносимой и сложной настолько, что сотрудник просто увольняется.

Рассмотрим основные виды гнета на работе:

  • Изоляция от неформальных встреч и контактов. Зачастую, жертву не зовут вместе с собой на корпоративные вечеринки, либо избегают контактов на обеде и просто не поддерживают беседу.
  • Перекрытие каналов служебной информации. Нежелательному сотруднику намеренно «забывают» сообщить о времени и месте проведения совещания, о сведениях, касающихся работы, не рассказывают рабочие новости или поздно доносят важную служебную информацию, от которой может зависеть его репутация и успех на работе.
  • Игнорирование результатов работы. Коллеги или начальство намеренно не замечает и не поощряет вклада в общее дело, жертва остается без премий, вознаграждений или продвижения по службе, вне зависимости от успехов на работе.
  • Желание испортить репутацию. Преследователи могут дискредитировать как профессиональную, так и личную репутацию затравливаемого сотрудника. В ход идут сплетни, факты, порочащие его достоинство, и даже подбрасывание «улик» и воровство важных документов со стола.

Сотрудника притесняют на работе

Существует две разновидности моббинга:

  1. Горизонтальный. Травля происходит между сотрудниками одного уровня и профессионального статуса «коллега-коллега».
  2. Вертикальный. Начальство желает избавится от ненавистного работника незаконным путем, добиваясь его увольнения и освобождения вакантного места.

Кто становится жертвой моббинга

Опытные психологи и специалисты утверждают, что чаще других моббингу подвержены следующие категории сотрудников:

  • Отличие работника от его коллег. Это может быть социальное неравенство, различие уровня образования или национальности.
  • Кандидат, внезапно занявший высокий пост или беспричинно пониженный сотрудник.
  • Новички, пришедшие в коллектив. Нередко, состоявшийся коллектив проверяет нового сотрудника именно таким образом. Успешно пройденные испытания дают работнику устойчивую позицию на новом месте.
  • Удачливые сотрудники, которые могут быстро подняться по карьерной лестнице и занять места старших товарищей. Умных и работоспособных не любят в любом коллективе, потому что на их фоне стандартные сотрудники кажутся ленивым и нерасторопным «офисным планктоном». Так они стараются избежать повышения планки работоспособности и изгнать слишком «правильного» новичка с его рабочего места.

Работодатель требует конкуренции двух сотрудниковИначе говоря, нужно следовать определенным принципам и моббинга можно избежать. Скажем, не нужно вызывать зависть коллег или сильно выделяться уровнем интеллекта, достатка или необычными интересами. Не стоит игнорировать формальные и неформальные правила, быть слишком инициативным, одеваться или вести себя вызывающе.

Таким образом, если все сотрудники принадлежат общей среде, обладают схожим образованием и интеллектуальными способностями, риск моббинга снижен в таком коллективе до предела.

Однако, жертва может быть не виновата в том, что подвергается гнету. Возможно имеет место ошибки руководства и неправильные управленческие решения, которые поднимают конкуренцию и агрессивность в коллективе.

Последствия моббинга

Хотя моббинг может показаться вполне безобидным эмоциональным гнетом, на деле всё обстоит гораздо хуже. Известны случаи, когда жертва заканчивала свою жизнь самоубийством из-за недопонимания и постоянных конфликтов на работе. Более слабые последствия – это нервные расстройства, срывы, агрессии и депрессивные состояния.

Необходимо знать, что последствия моббинга сказываются на психологическом и физическом состоянии здоровья. Постоянный гнет и напряжение в коллективе может стать причиной бессонницы, трудностей с концентрацией внимания, состояний панических атак и зачастую инфарктов. Именно поэтому, сотрудники подверженные моббингу уходят на больничные и ищут предлог не проводить на работе много времени.
Почти у всех объектов моббинга сильно подрывается здоровье настолько, что они становятся не в силах исполнять свои служебные обязанности. Как итог, сотрудник становится не в состоянии занимать соответствующую должность и увольняется по собственному желанию. Как правило, вся ответственность за уход с работы полностью ложится на жертву. Проблемы с здоровьем продолжаются, так как человек винит себя в потере источника дохода.

Само собой, что последствия затрагивают саму компанию, поскольку работники тратят свои силы не на выполнение текущих задач, а на осуществление моббинга.

Как справиться с моббингом

Схема моббинга
В качестве профилактических мер во избежание моббинга можно выделить следующие:

  1. Организация здоровой позитивной атмосферы в организации;
  2. Повышение культуры общения;
  3. Поддержание нормального социально-психологического климата в служебном коллективе;
  4. Формирование адекватных навыков управления у руководства;
  5. Создание взаимопонимания и условий для обратной связи между начальством и подчиненными;
  6. Четкое и рационализированное разделение труда между всеми сотрудниками и отделами;
  7. Точное формулирование служебных обязанностей работников и обозначение границ для их персональной ответственности;
  8. Создание прозрачного механизма принятия управленческих решений;
  9. Открытость информационных потоков;
  10. Возможность карьерного роста и поощрения старательных сотрудников;
  11. Исключение родственных и романтических связей между сотрудниками.

Другими словами, всегда сохраняйте чувство собственного достоинства и не рискуйте здоровьем ради бесполезной борьбы с невидимым врагом. Помните, что рабочих мест много, а хороших специалистов мало. В сферу профессионального интереса решение межличностных проблем входить не должно.