Эмоциональные конфликты

Эмоциональные конфликты

Термин «эмоциональные конфликты» возникает от слова эмоции, которые, как известно, присущи людям и животным; но относительно человека термин «эмоции» возможно изменить термином «чувство». В психологии чувства — это возбуждение, реакции психики человека на внешние и внутренние расчеты в форме гнева, страха, беспокойства, враждебности и т.д.
Эмоциональные конфликты намного сложнее понятие чем деловые, — они имеют значительное отличие.

Деловые конфликты — это конфликты между двумя субъектами, сторонами относительно одного общего объекта удовлетворения потребностей. Эмоциональный конфликт — это конфликт внутри личности, это внутренний конфликт личности. Однако между двумя такими разными понятиями существует много общего. По содержанию эмоциональной конфликт — это тоже противоречие интересов, а точнее — потребностей, т.е. противоречие потребностей внутри одной личности. (Возможно говорить и о контакте, однако этот контакт реализуется как бы автоматически). По сути, эмоциональной конфликт — это тоже столкновение интересов (а точнее — потребностей) в середине одной личности.

Итак, после всего сказанного можно дать следующее определение эмоционального конфликта: эмоциональный конфликт — это внутренний конфликт личности между ее различными потребностями, или-между потребностями и возможностями их удовлетворения, которое сопровождается негативными эмоциями.

Уже из определения эмоционального конфликта возможно привести детальный анализ различий отдельного конфликта. Во-первых, вообще они отличаются как внутренний и внешний конфликт (по отношению к личностям, сторон, субъектов). По сути, они имеют значительные различия: если сущность деловых конфликтов — это столкновение интересов двух сторон, то сущность эмоционального — столкновение различных потребностей (или потребностей и возможностей) внутри одной личности 3 точки зрения различий элементов содержания: если деловой конфликт включать три основных элемента (противоречие интересов сторон, контакт сторон и объект удовлетворения общих интересов сторон), то в эмоциональном конфликте фактически нет смысла рассматривать второй и третий элемент, то есть, контакт сторон и объект общих интересов, потому что здесь речь идет об одной стороне (личность). Можно рассматривать только сходство одного элемента — противоречия. Однако в деловом конфликте это противоречие интересов двух сторон, а эмоциональном — противоречие не интересов, а потребностей причем внутри одной личности. Более того, в эмоциональном конфликте существует противоречие не только между различными потребностями, но и — потребностями и возможностями.

Противоречие между потребностями и возможностями внутри одной личности может выглядеть и как противоречие (конфликт) между двумя личностями, сторонами, т.е. — может восприниматься как деловой конфликт. Однако, это не так, это не конфликт между двумя сторонами, так как в деловом конфликте — это противоречие интересов двух равноправных относительно общего объекта сторон, т.е. одна сторона нуждается аналогичные, тождественны потребностям другой стороны конфликта. В эмоциональном же конфликте другая сторона может быть только препятствием для согласования внутренних потребностей и возможностей первой стороны, личности, внутри которой существует эмоциональный конфликт. Более того, у второй стороны вообще мощь отсутствовать аналогичные потребности, — она ??действительно может выполнять лишь роль преграды на пути устранения противоречия потребностей и возможностей самой личности (даже стороны конфликта). Вторая личность может быть также (и только) источником отрицательных эмоций первой личности, но не более того.

Таким образом, даже в похожем первом элементе содержания обоих типов конфликтов (деловой и эмоциональном) существуют не только сходные черты, но и различия.

Но главным отличием делового и эмоционального конфликта является не только различие сущности и содержания в этих двух понятий — в эмоциональном конфликте существует то, что вообще не характерно для самого делового конфликта, — это негативные эмоции. Это принципиальное отличие данных различных конфликтов.

Какова же роль и место негативных эмоций в эмоциональном конфликте. Это важный вопрос не только теории, но и практики управления конфликтами. Именно негативные эмоции, а не потребности внутри личности, имеют внешнее проявление, т.е. то, что влияет на поведение самой личности, так и на характер ее делового общения с другим человеком, в частности на эффективность решения делового конфликта. Отрицательные эмоции, эмоциональный конфликт может просто заблокировать или отодвинуть время решения делового конфликта.

Вот почему такое чисто теоретическое вопрос о роли и месте негативных эмоций в эмоциональном конфликте приобретает важное практическое значение.

Это сложная проблема, это в какой-то степени философский вопрос, ибо оно нуждается в глубоком философском подходе, требует философского анализа, знание основных элементов теории познания.В данном случае в отличие от большинства других, аналогичных данному, для формирования наиболее полного, глубокого и всестороннего понятие «эмоциональный конфликт.

Во-первых, встает вопрос: возможна или нет считать самые негативные эмоции сущности эмоционального конфликта? Ответ может быть только отрицательным. А возможно или нет отнесения отрицательных эмоций к элементу содержания эмоционального конфликта? Ответ такой же, аналогичная: нет, нельзя.

Решение проблемы вытекает из всей логики нашего предыдущего анализа, из которого следует, что негативные эмоции — это что-то близкое к сущности и содержания понятия «эмоциональные конфликты», что негативные эмоции появляются какой-то неотъемлемой свойством их. Таким свойством в нашем случае может быть только «форма» . Именно формой появляются негативные эмоции по отношению к эмоциональному конфликту. Так, негативные эмоции есть форма, внешнее проявление эмоционального конфликта. Они как и всякая форма тесно связаны с содержанием. Вот несколько характеристик формы как философской категории форма отражает связь и способ организации взаимодействия элементов содержания, форма и содержание всегда соответствуют, адекватны друг другу: говорят, какая форма, такой и содержание, форма наиболее подвижная, переменная чем смысл, который отличается консерватизмом. Коротко говоря, форма — это оболочка, одежда содержания.

Так, негативные эмоции есть форма противоречий каких-то внутренних потребностей личности, или — потребностей и возможностей их удовлетворения.

Запись опубликована автором toshiba в рубрике Конфликты.