Невербальные средства общения в деловом разговоре

Невербальные средства общения, то есть интонация, мими­ка. жесты, позы и т. п., имеют в деловом разговоре порой боль­шее значение, чем слова. Один из известнейших специалистов в этой области, австралиец А. Пиз, утверждает, что при помощи слов передается всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию и т. п.) — 38%, а с помощью мимики, жестов, поз — 55%.

В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем гово­рят жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информа­ции), то большего доверия заслуживает информация невербаль­ная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию.

Поэтому для бизнесмена исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой — понимать язык жестов и мимики собеседника, пра­вильно интерпретировать их. Зная язык жестов и мимики, они же невербальные средства общения, вы легко сможете распознать, одобряет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытается обмануть вас.

Недаром в учебные программы факультетов бизнеса круп­нейших университетов мира включен курс невербального об­щения, и ведущие западные политики и бизнесмены прекрасно владеют невербальными методами.