В данной статье делового этикета будут рассмотрены формы столов для переговоров и их роль при проведении переговоров.
Психологический аспект необходимо учитывать и при выборе формы стола для переговоров. Например, если гостю предлагают сесть за Т-образный стол, во главе которого находится хозяин офиса, в этом проявляется доминирование над гостем (посетителем). И чем больше размеры стола, этой самой буквы «Т», тем более ничтожным он себя чувствует.
Если в кабинете нет другого стола, а хозяин хочет вести разговор на равных, он может, покинув свое кресло, сесть напротив собеседника, а для неформальной беседы — наискось от него.
Если в офисе есть свободное место, лучше поставить отдельный стол для переговоров.
Стол в форме квадрата, по мнению австралийца А. Пиза, способствует атмосфере соревновательности и не располагает к доверию. За таким столом рекомендуется проводить короткие деловые обсуждения. Если вы беседуете за квадратным столом, приготовьтесь к тому, что сидящие по правую сторону будут, скорее всего, более расположены к сотрудничеству с вами, чем те, кто сидит слева. А вот участники беседы, расположенные напротив вас, будут, по всей вероятности, настроены наиболее оппозиционно.
Переговоры за круглым столом подразумевают неформальный характер встречи, обсуждение на равных, свободный обмен мнениями.
Еще более неформальный характер носит беседа за журнальным столиком, особенно, если в ходе этой беседы хозяин кабинета предлагает гостю кофе или чай. В дружеской беседе вопросы, непосредственно связанные с бизнесом, могут рассматриваться только в самом общем виде.