Некорректное поведение

В данной статье делового этикета пойдет речь о том как реагировать на некорректное поведение собеседника.

Многие предприниматели во время деловых бесед и переговоров могут вести себя некорректно: допускать бестактность, грубость, повышать голос, без конца упрекать и обвинять своих партнеров.

Защититься от таких оппонентов и остаться при этом в рамках этикета вам помогут советы, изложенные в книге не­мецкого психолога Н. Энкельмана «Преуспевать с радостью».

Вот некоторые из них.

Научная тактика.

Оппонент ссылается на мнение уче­ных, цитирует их. Особенно опасно, если он намеренно цитиру­ет неправильно и прибавляет: «Возможно, я привел цитату неверно. В таком случае, поправьте меня».

Совет: Тоже цитируйте! Заявите, что вы ожидали услышать именно эту цитату.

Тактика прерывания.

Оппонент изводит вас репликами вроде: «С чего это вы взяли?», «Вы повторяетесь».

Совет: Сделайте продолжительную паузу и спросите: «Могу я продолжить (вы позволите продолжить) мою мысль?»

Скрытые нападки на личность.

Вместо того чтобы выдвигать конкретные возражения, оппонент ссылается на ва­ши прежние промахи, имевшие место несколько месяцев или даже лет назад, тем самым проявляет некорректное поведение. Применяющий эту тактику собеседник обычно отличается нерешительностью и бесхарактерностью.

Совет: Прямо заявите, что обвинения безосновательны отклоните их. Поинтересуйтесь у вашего оппонента как долго он еще намеревается применять эту некор­ректную тактику. Как можно более невозмутимо за­метьте, что хотя в прошлом у вас и были какие-то промахи, но с тех пор вы многому научились и пере­смотрели некоторые свои взгляды.

Тактика сведущего.

Оппонент апеллирует к разнице в возрасте между им и вами. Если он старше вас, то может от­клонить ваши аргументы, ссылаясь на то, что ваш «жизненный и профессиональный опыт слишком ограни­чен…»; если моложе — может категорически заявить, что «это мнение уже устарело».

Совет: Попросите привести конкретные возражения против ваших аргументов. Потребуйте от оппонента квали­фицированных доказательств его правоты.

Тактика трескучих фраз.

Иногда, испробовав все спо­собы добиться уступок, партнер пытается использовать некорректное поведение, а именно — апеллировать к цен­ностям высшего порядка. Он взывает к вашим чувствам: любви к семье, к родной стране, к вашему великодушию, чести и т.п.

Совет: Не поднимайте партнера на смех. Признайте, особенно если при разговоре присутствуют другие лица, что вы отдаете должное таким доводам. Однако в целом откло­ните напыщенные аргументы при помощи фразы типа: «В этом я с вами согласен, но подумали ли вы о…»

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда со­беседник реагирует на ваши слова резкими выкриками и едкими репликами. Абсолютно надежных способов нейтрализовать такие действия не существует. Но все же советы Н. Энкельмана могут помочь предпринимателю, столкнувшемуся с таким некорректным пове­дением партнера.

Совет № 1. Если имеют место лишь одиночные выкрики — пропустите их мимо ушей. Только после трех-четырех замеча­ний вы вынуждены будете как-то реагировать.

Совет № 2. Лучший способ парировать злобные выкрики — меткий ответ. Можно воспользоваться опытом У. Черчилля, который заранее придумывал соответствующие ответы и выхо­дил из дискуссии победителем.

Совет № 3. Если позволяет время, задавайте оппоненту встречные вопросы. Попросите его еще раз повторить замеча­ние. А еще лучше — попросить уточнить что-то.

Совет № 4. Ссылайтесь, по возможности, на серьезность ситуации, на ценности высшего порядка, отметив, что выкрики вашего партнера в такой ситуации неуместны. Используйте се­рьезную тональность в своей речи.