Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ психика являлась отражением объективной действительности, которая развивалась в прямой зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, и со временем приобретала все более разнообразные и сложные формы. Высокий уровень  развития психики — человеческое сознание.

Психология объясняет этап возникновения человеческого сознания — общественным бытием людей и трудовой деятельностью, которые повлекли ее развитие. С дальнейшим переходом к общественным формам жизни, соответственно и коренным образом изменилась структура всего человеческого поведения.

Совместно с биологическими мотивами, которые в первую очередь зависели от непосредственного восприятия окружающей среды, возникали выше, так называемые — «духовные» мотивы и потребности, а так же высшие формы поведения человека, которые обусловлены способностью быстро абстрагироваться от непосредственных влияний среды.

Между тем, совместно с двумя источниками поведения (наследственная программа развития, и собственный опыт индивида) возник и третий источник, формирующий дальнейшую человеческую деятельность — это передача и овладение общественным опытом. Одним из решающих факторов удовлетворения этой важной социальной потребности была речь, которая стала основной формой существования сознания.

Отношение личности к своему окружению проявляется в оценке предметов и явлений, и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживания своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.

Благодаря сознанию и самосознанию, человек становится субъектом воспитания, то есть самостоятельно и сознательно формулирует цель воспитания и достигает ее.

Сознание человека характеризуется активностью. В ходе отражения действительности информация, которую получает человек, отображается не механически, а сознательно превращается в соответствии с ее целью, задачей и опытом.

Уровень развития и проявления сознания и психики у человека зависит от накопленных знаний и выработанного мировоззрения, его идейных и конечно нравственных убеждений, отношения к  людям и к себе. Самосознание человека — осознание с помощью языка самого себя, своего отношения к окружающей природе и к другим людям, выполняемых действий и поступков, мыслей, переживаний и психических качеств. Развитие человеческого самосознания проявляется в:

1) самонаблюдении;

2) критическом отношении к самому себе;

3) оценке своих положительных и отрицательных качеств;

4) самообладании;

5) ответственности за свои поступки.

Человеку свойственны также и не осознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, увлечения и т.д.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому условию может контролироваться человеком.

Изучая формы сознания и психической деятельности, надо иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и дальнейшая деятельность человека всегда предстают в их единстве. Это единство чаще всего проявляется в целенаправленной деятельности человека, а так же в его отношении к другим, и к самому себе, в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.

Человек взаимодействует с миром и окружающей средой как целостный организм. Целостность и поддержание взаимодействия обеспечивается прежде всего высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) в себе всю деятельность человеческого организма и управляет ею.