Смысл жизни человека

Смысл жизни человека

Понятие «смысл жизни человека» относится к числу одного из важнейшего понятия этики. Этим термином обозначают и представление, которым пользуется моральное сознание на простом обыденном уровне.

Смысл жизни человека — это морально-мировоззренческие представления, за которыми он сопоставляет себя и свои поступки с высшими ценностями, иногда идеалом, оправдывается перед собой и другими.

Формированию такого понятия как  «смысл жизни человека» предшествуют представление об этом феномене. Особенно убедительными, и в какой то мере психологически достоверными они были в системе понимания мифологического  мира и определенного места в нем человека. Правда, о четкой принадлежности этих представлений к сфере морали можно утверждать только с определенными оговорками. Ведь сознание человека было тогда синкретическим, представления о смысле всей жизни адресовались человеку как участнику, члену рода или племени, а не как частному индивидуально неповторимому существу. Возникновение разного рода представлений о смысле жизни связано в первую очередь с зарождением самосознания, с появлением разнообразия и возможности выбора.

Проблема места, определенной роли, предназначении человека в окружающем мире, смысла его жизни является вечной. По словам Э. Фромма, человек — это то, единственное животное, для которого его собственное существование безусловно является проблемой, он должен ее решить, и ему от этого никуда не деться. Появление этой проблемы в сознании людей связано с нуждой, болезнью, муками совести, предательством, неразделенной любовью и тому подобное. Однако основная причина ее возникновения заключается в осознании человеком своей смертности, уверенности в конечности своего существования. И действительно, если бы жизнь человека была вечной, то он мог бы позволить себе на время абстрагироваться от этой на сущей  проблемы. Бессмертному человеку по такому принципу никогда не поздно начать жизнь со смыслом. А возможно, его вообще не интересовал бы смысл жизни. Этого не может избежать смертный, задумываясь, есть в человеческой жизни то, что не исчезнет вместе с ним и со смертью. Для смертного человека его существование составляет бесконечную ценность. Как писал великий русский писатель Николай Чернышевский (1828-1889), — «лучше жить, чем не жить», подразумевая, очевидно, «лучше существовать, чем не существовать», «лучше быть живым, чем мертвым». Это утверждение теряет свою истинность лишь при условии, что сохранить свою жизнь человек может только отказавшись от высоких, всечеловеческих ценностей, например путем измены.

Безусловно, человек как биологическое существо является смертным. Вопрос о его действительной смертности как существа социального, так и духовного, человечество утверждает на протяжении нескольких тысячелетий.

При этом нельзя безоговорочно утверждать о том, что смыслов жизни есть столько, сколько людей. Этику интересует то общее, что характерно для общего смысла человеческой жизни в целом. И каждый человек, выбирая жизненный путь, смысл, как правило ориентируется на общее представление о сути и смысле человеческой жизни, хотя и не копирует его.

В понимании проблемы смысла жизни человека сформировалось две основных принципиальных точки зрения. Одна заключается в заботе человека только о себе, своем спасении, самосовершенствовании, благополучии, самореализации. Согласно же второй точке зрения, смысл жизни человека не ограничивается существованием индивида и может состоять, например, в служении Богу, некой определенной идеи и т.д.. Отдельно человека при этом рассматривают лишь как средство. Такой подход к осознанию иногда оказывается весьма высоким, а потому очень привлекательным. Однако история свидетельствует о том, что ради сомнительных и очень часто псевдовеликих идей, были погублены миллионы человеческих судеб. Очевидно, смысл жизни человека надо искать между этими установившимися крайностями —  предельным эгоизмом и фанатичным альтруизмом. Точка зрения, согласно которой смысл жизни вполне отрицается, соответственно — неприемлема, аморальна.

Существование разных точек зрения на проблему смысла жизни является обыденным и естественным явлением. Важно только учитывать, что в нравственной жизни вера в наличие смысла жизни играет определенно  существенную роль. Без нее жизнь человека действительно теряет смысл.