Психологические типы общения

В данной статье делового этикета будут подробно раскрыты психологические типы общения людей.

Если вы умеете быстро и правильно определить психологи­ческий тип вашего собеседника, то установить доверительные отношения и успешно взаимодействовать с ним для вас не составит большого труда. Зная особенности каждого психоло­гического типа, вы сможете контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

Классификаций психологических типов людей и их общения существует много. В каждой из них человеческие типы рассматриваются под разным углом зрения, применительно к разным сферам дея­тельности. Различаются они и степенью сложности, детализа­ции. Какую бы из них вы ни взяли «на вооружение», взаимодей­ствовать с людьми вы, безусловно, станете лучше. Для начала ознакомьтесь с одной из относительно простых классификаций.

ПОЗИТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Это самый приятный собесед­ник, добродушный и трудолюбивый человек. Беседа с ним протекает спокойно и по-деловому. У вас не будет хлопот в об­щении с представителями этого психологического типа; в кон­фликтной ситуации именно у них следует искать поддержку.

Во время деловой встречи, в которой участвует «позитивный человек», следите за тем, чтобы все остальные со­беседники были согласны с его позитивным подходом.

ВЗДОРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Это нетерпеливый, несдержанный и возбужденный собеседник. Характерной чертой «вздорного человека» является также то, что он часто отклоняется от темы разговора. Тактика ведения деловой беседы должна быть такой:

• если еще до встречи со «вздорным человеком» вы знаете, что по каким-то вопросам ваши мнения не совпадают, лучше обсудите с ним эти спорные вопросы заранее, до начала беседы;

сохраняйте выдержку, не давайте себя спровоцировать;

если « деловой встрече участвует еще кто-то. предостав­ляйте опровергать доводы «вздорного человека» этому третьему лицу;

постарайтесь привлечь его на свою сторону;

стремитесь к тому, чтобы его предложения учитывались при принятии решения (по возможности):

используйте перерывы м паузы в деловой встрече, чтобы выяснить у «вздорного человека» причины его отрица­тельного отношения;

если атмосфера переговоров накаляется до опасного предела настоятельно предложите сделать перерыв.

ВСЕЗНАЙКА. Он уверен, что знает все обо всем. По лю­бому вопросу имеет собственное мнение« которое непременно хочет высказать, поэтому всегда требует слом. В общении с ним рекомендуется придерживаться такой тактики:

предоставьте ему возможность сформулировать промежу­точные заключения;

постарайтесь посадить «всезнайку» радом с собой кии, ес­ли в деловой беседе участвует «позитивный собеседник», рядом с ним;

время от времени задавайте ему сложные вопросы, отве­тить на которые может только вы.

БОЛТУН. Переговоры с таким партнером обычно затяги­ваются, так как «болтун» часто без особых причин прерывает ход беседы, вставляет неуместные, нередко — бестактные, заме­чания. При общении с ним следует действовать так:

постарайтесь посадить его поближе к «позитивному чело­веку» или к авторитетной личности;

когда «болтун» начнет говорить о чем-то. не связанном с предметом обсуждения, тактично прервите его к спроси­те, в чем он видит связь с предметом беседы.

ТРУСИШКА. Представитель этого типа отличается неуве­ренностью в публичных выступлениях. Он считает, что лучше промолчать, чем сказать что-то, что может быть, по его мне­нию. расценено как глупость. Общаясь с ним, необходимо со­блюдать такт и придерживаться следующих правил:

решительно пресекайте любые попытки присутствующих иронизировать по поводу его высказываний;

помогайте ему формулировать мысли;

задавайте ему несложные информативные вопросы;

поощряйте «трусишку» за активность в разговоре: специ­ально благодарите его за любое более или менее ценное высказывание, но не нарочито.

ХЛАДНОКРОВНЫЙ НЕПРИСТУПНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Это человек замкнутый и часто очень рассеянный. Тема и си­туация беседы кажутся ему чем-то далеким, недостойным его внимания и усилий. По отношению к нему следует вести себя таким образом:

задайте примерно такой вопрос: «Кажется, вы не вполне согласны с предложением, которое только что прозвуча­ло. Нам всем было бы очень интересно узнать, почему?»:

в перерывах и паузах беседы постарайтесь выяснить при­чины его пассивного поведения.

НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ СОБЕСЕДНИК. Тема бе­седы его вообще не интересует. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы расшевелить такого собеседника. Рекомендуется:

задавать ему информативные вопросы;

выяснить его личные интересы и придать разговору более привлекательные форму н содержание.

ВАЖНАЯ ПТИЦА. Такой человек совершенно не терпит критики — ни прямой, ни косвенной. Он демонстрирует большое самомнение. При контакте с ним следует действовать так:

не идите на поводу его амбиций» не позволяйте «важной птице» разыгрывать роль почетного гост

ПОЧЕМУЧКА беспрестанно задает вопросы, ко поводу и без повода. Защититься от града его вопросов можно следую­щим образом:

переадресовывайте все, относящееся к теме беседы остальным ее участникам, а если ведете переговоры один на один, то ему самому;

в если не можете дать «почемучке» нужный ответ, сразу признавайте, что он прав.

Более детальную классификацию психологических типов деловых партнеров и соответствующих приемов общения с ними предлагает известная американская специалистка в об­ласти этики и психологии бизнеса Дж. Ягер.

ЛОМАКА. Это человек, которому прежде, чем принять ка­кое-либо решение, нужно, чтобы его долго уламывали. Такие люди предпочитают решать вопрос в ходе целой серии перего­воров, растянувшейся во времени. Внимание к его персоне, об­хаживания и упрашивания важны для «ломаки» не меньше, чем конечный результат переговоров. Поэтому не рекомендуется требовать от «ломаки» однозначного ответа при первой встре­че. Смиритесь с тем, что придется встречаться с ним несколько раз. Предоставляйте «ломакам» побольше вариантов для выбо­ра, и они предпочтут иметь дело именно с вами, а не с кем-то другим.

ЛЮБИТЕЛЬ ВСЕ РЕШАТЬ С ХОДУ. В отличие от «ломаки», такой партнер, наоборот, стремится решить все во­просы и принять решение уже в ходе первой встречи. Если вы хотите, чтобы ваши деловые контакты продолжались в буду­щем, но какой-то вопрос решить при первой встрече не можете, подберите как можно более благовидный предлог, чтобы по­просить его перенести принятие окончательного решения на другое время. Заверьте партнера, что вам вполне понятны его устремления, но дайте понять, что у вас есть свои соображения по этой проблеме. При этом твердо пообещайте, что сделаете все возможное, чтобы ускорить решение вопроса.

РАЗВЕДЧИК. Такой собеседник демонстрирует внимание к вам и заботу о ваших интересах. Однако все это — лишь своего рода дымовая завеса для того, чтобы выудить из вас конкретную информацию, не сообщив ничего взамен, либо сообщить лишь незначительные, не имеющие прямого отно­шения к делу, сведения. Представители этого психологическо­го типа нередко могут использовать полученную таким образом информацию против вас, передавать ее другим фирмам.

Если ваш собеседник задает слишком много вопросов, будьте начеку. Лучше сменить тему разговора. Или, в свою оче­редь, засыпьте вопросами его.

НАСТАВНИК. В своей заботе об интересах ближнего та­кой человек, в отличие от «разведчика», совершенно искренен. Иногда он готов помочь другим даже в ущерб себе. Кроме того, «наставник» может свести вас с другими людьми, которые су­меют оказать вам необходимую помощь. Так что «наставник» — это чрезвычайно полезный партнер.

Отличительный признак людей этого типа — употребление таких фраз, как «я вам подскажу», «а вот я вас научу», «давайте-ка я вас свяжу с таким-то» и т. п.

ХВАСТУН. Заниженная самооценка заставляет людей это­го психологического типа без конца говорить о своих достиже­ниях на профессиональном поприще и в личной жизни. «Хвастун» не уверен в том, что он действительно превосходит других людей, и поэтому старается полностью завладеть вни­манием слушателя.

Разговаривая с «хвастуном», не подчеркивайте ваши успе­хи и не прерывайте рассказ собеседника о его победах. Более того, подчеркивайте его заслуги (но ненавязчиво). Стоит также попросить у «хвастуна» совета по какому-нибудь во­просу, не имеющему прямого отношения к теме деловой встречи. Прежде, чем приступать к обсуждению важных ком­мерческих вопросов, дайте такому собеседнику нахвастаться вволю.

РАССКАЗЧИК. Представители этого психологичес­кого типа стремятся сообщить все мельчайшие подробности, даже не имеющие никакого отношения к предмету об­суждения. Во время важной деловой встречи такой человек мо­жет, например, начать длинный рассказ о состоявшемся накануне праздновании годовщины свадьбы его племянницы.

Прерывать «рассказчика» не следует. Лучше наберитесь терпения, усядьтесь поудобнее и постарайтесь получить удо­вольствие от его рассказа. Но если при деловой встрече присут­ствует еще кто-то, будьте бдительны. Не исключено, что «рассказчик» изложит не подлежащие огласке подробности ва­шей служебной или личной жизни.

МАНИПУЛЯТОР стремится во что бы то ни стало контро­лировать ситуацию, навязывать свою волю даже по самым не­значительным вопросам. Внутренне он не уверен в себе и по­этому постоянно пытается использовать любую фразу, любую ситуацию, возникшую в ходе деловой встречи.

Вслушивайтесь в каждую его фразу, ищите подвох в его вы­сказываниях. Но не слишком нервничайте. Если вы сумели рас­познать в собеседнике «манипулятора», он уже не столь опасен. Сохраняйте спокойствие и уверенный тон.

УДАРНИК. Наиболее ярко выраженных представителей этого психологического типа называют трудоголиками. Работа для него — это все. Во время деловых встреч «ударники» все время напоминают партнерам о своей занятости, о том, что они в данный момент очень спешат. Если ваш собеседник — «ударник», — принимайте любой предложенный им вариант: лучшего не будет.

Если он начнет рассказывать о своей работе, терпеливо выслушайте и не стремитесь поведать о собственной профес­сиональной деятельности: «ударников» интересует только их работа. Выразите свое восхищение его преданностью делу, посочувствуйте по поводу трудностей. Но не доискивайтесь причин такой фанатичной привязанности к работе. Дело в том, что для многих «ударников» труд служит формой защи­ты: они боятся общения, боятся досуга или перспективы остаться один на один со своими мыслями. В глубине души осознавая это, они не любят, когда кто-то анализирует их психологические особенности.

СОБЕСЕДНИК, ВЫНАШИВАЮЩИЙ СКРЫТЫЕ ПЛА­НЫ, тщательно маскирует свои истинные намерения. Предста­витель этого психологического типа может, например, пригла­сить вас обсудить какую-нибудь пустяковую рутинную пробле­му. И только в разгаре встречи вы вдруг понимаете, что на са­мом деле этот хитрец хочет что-то выведать у вас.

Распознав «собеседника, вынашивающего скрытые планы», постарайтесь переключиться с подспудной темы на ту, которая послужила предлогом для встречи; до конца беседы следите, чтобы разговор не выходил за «заявленные» рамки.

ДОМОРОЩЕННЫЙ ПСИХОЛОГ постоянно анализиру­ет слова и поступки других людей, ищет в них скрытый смысл и считает себя знатоком человеческой психологии. Подыграй­те ему. скажите что-нибудь вроде: «Вы необычайно прони­цательны. А ведь я об этом даже не подумал» или «Похоже, вы попали в точку. Из вас вышел бы настоящий психолог».

ВЕЗУНЧИК. Обычно это люди, которым удалось добиться каких-то больших, быстрых и легких успехов, и которые стре­мятся всем и каждому рассказать удивительную историю своего взлета. Если «везунчик» добился чего-то, чем не можете похвас­таться вы, то во время деловой встречи он будет энергично пы­таться поделиться с вами секретами своего успеха. Доброжела­тельно выслушайте его, дайте выговориться. Не исключено, что из рассказа «везунчика» вы сможете почерпнуть что-то ценное для себя.

Если вы вовремя распознаете «везунчика», то поймете, что откровения собеседника — отнюдь не попытка принизить ваши заслуги. «Везунчик» всего лишь хочет поделиться своим опытом.

НЫТИК. Представитель этого психологического типа видит все только в черном цвете, говорит и думает только о неприятно­стях. Люди, которые выглядят очень бодрыми и довольными жизнью, раздражают «нытика». Поэтому, если вы узнали, что вам предстоит деловая встреча с «нытиком», нежелательно иметь цветущий вид. Скорректируйте свой имидж. Но выглядеть столь же несчастным, как ваш партнер, конечно, не требуется.