В советское время существовали и были всем известны такие процессы как производственный, технологический и учебный. В современной экономике все большую известность приобретают бизнес-процессы. В чем он заключается и почему он представляет ценность для организации и руководителя бизнеса?
Любая компания имеет своей целью создавать продукты или оказывать услуги, которые представляют ценность для конкретного потребителя и будут им куплены.
А для этого должен существовать определенный набор слаженных действий, направленных на создание продукции. И именно их неукоснительное выполнение позволяет максимально снизить производственные риски и тем самым уменьшить затраты.
А для того, чтобы правильно организовать бизнес-процесс, необходимо четко знать, откуда он начинается и где заканчивается, сколько процессов включает производство, какие операции осуществляются блестяще, а где требуется вмешательство и отладка. И именно процессорный подход заложен в основе теории управления современным бизнесом.
В бизнес-процессе следует различать полномочия владельца бизнеса (это может быть и бизнес леди) и менеджера процесса. Владелец имеет право, основываясь только на своем единоличном решении, сделать любой изменение. А менеджер процесса хоть и отвечает за результат процесса и за его успешное исполнение, но является всего лишь сотрудником компании. Владелец, чаще всего генеральный директор, имеет право на изменения в любом сквозном процессе, а у менеджера таких полномочий не имеется. Руководителю, безусловно, удобно быть владельцем процесса, таким образом, он находится в курсе всех событий и их контролирует. Но, в то же время, если он занят, то не всегда можно оперативно вносить изменения или мгновенно отреагировать на возникающие проблемы. Советуем прочитать, что такое — авторитет руководителя.
Как правильно составить бизнес-проект для организации? Если его создание необходимо лишь для подтверждения прозрачности компании, например, для инвесторов, то можно просто составить группу из специалистов и назначить руководителем заместителя директора. О особенностях этикета руководителя написано здесь.
Если же его составление необходимо для организации и наладки производственных бизнес-процессов, связи между различными отделами, то возглавить группу следует только самому генеральному директору. Рабочую группу следует составить не только из работников фирмы, но и привлечь внешних консультантов. При этом они должны работать слаженно и взаимосвязано, специалистам компании полезно научиться технологии описания внутренних бизнес-процессов. В то же время, они помогут консультантам разобраться в специфике работы компании.