В условиях рыночной экономики умение составить грамотный бизнес-план становится всё более актуальным. Содержание бизнес-плана, его структура и детализация зависит, прежде всего, от того, на кого он ориентирован. В зависимости от этого к его созданию можно подойти как поверхностно, если вы его составляете для себя, либо же более подробно, если бизнес-план предназначается инвесторам или бизнес-партнёрам. Бизнес-план — это своеобразное «лицо» вашего предприятия, резюме, ознакомившись с которым, вам скажут «да» или «нет». Однако, бизнес-план — это не только информация для потенциальных партнёров или инвесторов, это возможность для вас оценить свои силы для создания или расширения уже существующего бизнеса.
Не важно, кто составляет бизнес-план: специалист, бизнес-леди или её заместитель, в любом случае к его составлению нужно отнестись достаточно серьёзно. Бизнес-план — это первое, с чем знакомится предполагаемый инвестор или партнёр. Он должен полностью отражать имидж вашего предприятия. Описание проекта должно быть подробным, но и не громоздким. Материал лучше излагать чётко, наглядно и кратко. Не стоит перегружать бизнес-план специальной терминологией, он должен быть понятен не только специалисту, но и любому, кто будет его читать. Бизнес-план обладает своеобразной двойственностью — это и серьёзный документ, и рекламный продукт. Он должен быть честным и объективным, отражать не только ваши интересы, но и тех организаций или людей, на которых он ориентирован.
Чётко регламентируемой структуры бизнес-плана не существует. Приведем пример наиболее простой структуры.
1. Резюме. Краткий обзор бизнес-плана.
2. Общее описание предприятия. В этом блоке описывается основная деятельность предприятия, указывается количество собственников и работников, подробно описывается управленческий аппарат. Указывается продукт или услуга, оказываемая предприятием. Сообщается о местах и способах его распространения. Также описание должно содержать информацию о планируемой выручке. Чем четче вы опишите этот блок, тем понятнее будет общая картина предстоящего дела.
3. Рынок проекта. Раздел содержит в себе информацию о предполагаемых рынках сбыта. Для заполнения этого блока необходим анализ действующего рынка, его емкости, тенденции, возможных рисков сбыта товара.
4. Выводы. Анализ всей информации, содержащейся в бизнес-плане. Кроме этого он может содержать расчёты о том, сколько сможет выгоды принести данный бизнес-процесс.
Бизнес-план может содержать и более развёрнутую структуру, с большим количеством пунктов и подпунктов. Например:
1. Резюме.
2. Цель деятельности проекта.
3. Среда для бизнеса.
4. Отрасль создаваемого продукта.
5. Деятельность проекта.
6. Описание товара или услуги.
7. Рынок сбыта.
8. Конкуренция.
9. Стратегический план маркетинга.
10. Прогноз продаж.
11. План производства.
12. Оценка рисков.
13. Финансовый план.
14. Выводы.
Как уже говорилось выше, унифицированной структуры бизнес-плана не существует, так как он составляется для каждого проекта индивидуально.