Компетенции руководителя. Оценка уровня развития компетенций.
Оценка уровня развития компетенций по поведенческим факторам. Именно на основании поведения руководителя в различных ситуациях, можно сделать заключение, насколько та или иная компетенция развита. Уровень достаточности оценивается относительно задач, которые необходимо выполнять руководителю. В качестве, основных профессиональных, компетенций руководителя можно назвать следующие:
Мотивация сотрудников
Управление процессами
Умение разбираться в людях
Способность действовать в условиях неопределенности
Определение приоритетов
Давайте рассмотри уровни развития компетенций и определим, как можно оценить их уровень развития.
Компетенция: Мотивация сотрудников
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- руководитель не знает основные мотиваторы своих сотрудников
- команда не демонстрирует максимальный результат
- одинаковый подход ко всем сотрудникам по способу мотивирования и реализации выполнения задач
- ограниченное понимание инструментов мотивации, к примеру может опираться исключительно на финансовую составляющую
- склонность только к результату выполнения работы, критерий как выполнятся работа мало интересен
- сложность в работе с людьми, с другим отношение к работе (к примеру сотрудников мотивирует карьера, а руководителя максимальная заработная плата, в таком случае они будут говорить на разных языках)
- неважно разбирается в людях, редко улавливает их потребности и намеки
- шаблонная оценка персонала
- снижает производительность всей команды из-за неэффективных инструментов
Нормальный уровень развития:
- создает такие условия, при которых люди стремятся показывать максимальный результат
- находит эффективные инструменты мотивации, которые вовлекают в работу весь коллектив, все становятся участниками процесса
- может задеть нужную струнку каждого человека и заставить его полностью выложиться
- высокий уровень самостоятельности ответственных сотрудников
- дает каждому сотруднику почувствовать, насколько важна его работа
- с ним или под его руководством люди хотели бы работать
Избыточный уровень развития:
- сотрудник не всегда справляется с создание командного настроя, поскольку ориентируется на отдельных людей
- может казаться что, применяя индивидуальный подход, относится к людям недостаточно беспристрастно порой не в состоянии проявить жесткость, когда ситуация этого требует
- перед выполнение работы может слишком затягивать её обсуждение с подчиненными
- не всегда охотно поручает работу с ограниченным сроком выполнения
Компетенция: Управление процессами
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- сотрудник не находит эффективные пути решения задач, испытывает проблемы с организацией, рабочего процесса
- не использует инструменты делегирования и распределение задач по подразделениям
- не в состоянии мысленно представить эффективный рабочий процесс
- не старается упростить задачи
- для выполнения того же объема работы использует больше ресурсов, чем другие сотрудники
- малое внимание к деталям
-
низкий горизонт планирования возможных сложностей и проблем выполнения задач
Нормальный уровень развития:
- успешно понимает, какие процессы нужны для выполнения задач, знает, как организовать сотрудников
- правильно группирует задачи и назначает ответственных за их выполнение знает, что именно и как надо измерять
-
в состоянии увидеть возможности интеграции и совместных усилий там, где другие их не усматривают
- может упрощать сложные процессы
- делает больше, затрачивая на это меньше ресурсов
Избыточный уровень развития:
- может постоянно что-то усовершенствовать, тем самым нанося урон рабочему процессу
- идея настолько сложна и уникальна, что может с трудом донести до команды, варианты её реализации
- уровень детализации процессов и понимания задач, существенно выше чем у его команды, в результате не может донести представлении о том или ином процессе
- редко что-либо доводит до конца, т.к. начинает терять интерес к не сложным задачам
-
может быть постоянно недоволен, поскольку у него и у окружающих завышенные стандарты и ожидания
- склонен переоценивать способность других людей адаптироваться к изменениям
Компетенция: Умение разбираться в людях
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- нет критериев оценки сотрудников
- не может оценить сильные и слабы стороны сотрудников
- на его оценке могут слишком сказываться предубеждения и стереотипы
- ему может быть свойственно упрощенное понимание людей
- склонен к мгновенным, плохо обоснованным суждениям
- отсутствует корректировка первоначальной оценки людей, первое впечатление имеет наибольший вес
-
ошибается в прогнозах поведения сотрудников в краткосрочной перспективе
- может невнимательно слушать, уделять мало внимания деталям
Нормальный уровень развития:
-
сотрудник верно оценивает способности людей, знает сильные и слабые стороны
-
после некоторого знакомства в состоянии правильно оценить сильные стороны и ограничения людей внутри организации и вне её
-
может верно предсказать как поведут себя окружающие в различных ситуациях
Избыточный уровень развития:
- сотрудник может слишком критически относиться к другим людям
- неохотно меняет первоначальное мнение об окружающих
- не стремится получить дополнительные сведения или отказывается от них
- может неправильно оценить тех, кто раскрывается не сразу, ведет себя тихо и не слишком эмоционально
Компетенция: Способность действовать в условиях неопределенности
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- неуверен при переменах или в условиях неопределенности
- неважно ориентируется в неоднозначных проблемах, не имеющих четкого решения или ясных последствий
- ему может потребоваться больше исходных данных и более систематический подход к неясной ситуации, чем другим сотрудникам
- стремится как можно скорее избавиться от задачи, сделав её некачественно
- склонен применять один и тот же способ при решении задач
Нормальный уровень развития:
- перемены происходят без потрясений, сотрудник их воспринимает как естественный процесс
- может хорошо приспосабливаться к изменениям
- может принимать решения и действовать в условиях недостатка информации
- его не выводит из себя неопределенность, «подвешенное состояние»
- ему не требуется во что бы то ни стало закончить начатые дела прежде чем двигаться дальше
- он не теряет уверенности в условиях риска и неопределенности
Избыточный уровень развития:
- сотрудник склонен к умозаключениям без достаточных оснований
- может заполнять пробелы отсутствующими данными
- может раздражать окружающих недостаточно конкретными рассуждениями
- может отвергать предыдущие решения и накопленный опыт
- падок на все новое и рискованное — в ущерб проверенным решениям
- склонен к излишним осложнениям
Компетенция: Определение приоритетов
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- сотрудник слабо представляет, что совершенно необходимо для решения задач организации, а что является всего лишь приятным дополнением
- не выделяет для себя и других немногие критически важные вещи
- может полагать, что все одинаково существенно, и без ясной цели загружает делами других сотрудников
- периодическим им овладевает жажда действий, он берется за все дела понемногу
- не может грамотно распорядиться временем
- не может сказать нет, поэтому завален кучей мелких дел
Нормальный уровень развития:
- сотрудник расходует свое и чужое время на существенные дела
- оперативно выделяет только важные дела, оставляя на потом второстепенные
- сразу определяет, что движет к достижению цели, что тормозит
- устраняет препятствия; концентрируется на главном
Избыточный уровень развития:
- Сосредотачиваясь только на важных делах, может упустить мелкие, которые в дальнейшем могут перерасти в серьезную проблему
- может слишком поспешно отвергнуть порядок действий, которого придерживаются другие
- может препятствовать применению сложных подходов, поскольку настаивает на максимальном
- может перепутать простое с упрощенным
- может слишком активно навязывать коллективу свою систему приоритетов