Бытует мнение, что чем больше человек работает, тем успешнее у него идут дела. Многие руководители, не выпуская телефон из рук, параллельно разговаривают с коллегами, отвечают на письма, в общем делают 10 дел одновременно. Им кажется, что чем больше дел они делают за раз, тем больше они успевают, а значит они более успешны. Они более продуктивны, их производительности труда выше.
Продуктивность – это количество действий, которое способен совершать человек за единицу времени.
Но, как ни странно, это очевидное утверждение идёт в разрез с реальностью. Это не так давно выяснили учёные Университетов Мичинган, Чикаго и Вандербильт. Известный писатель, доктор психологии Трэвис Бредбери, автор книги «Эмоциональный интеллект», собрал и проанализировал исследования ученых и сделал неутешительный вывод: продуктивность не зависит от занятости. Даже наоборот: чем сильнее занят человек, тем ниже производительность его труда.
Другими словами, стремление увеличить время рабочего дня или желание сделать как можно больше дел за определённый отрезок времени чревато резким падением производительности труда, а значит и его эффективности.
Продолжительность рабочей недели
Почему же так получается? Оказывается, если рабочая неделя длится более 50 часов, отдача от работы сильно снижается. Более того, чем больше времени человек тратит на работу, тем меньше он успевает. Исследования ученых привели к печальным выводам: если человек работает 70 часов в неделю, он успевает сделать ровно столько же, сколько сделал бы за 50 рабочих часов.
При кажущейся парадоксальности — это заключение вполне справедливо. Всё дело в свойствах нашего головного мозга.
Снижение производительности труда при переключениях
Трэвис Бредбери в статье для сети Linkedln пишет о выводах ученых, проводивших исследования об изменениях продуктивности при возрастающей нагрузке и мультизадачности.
Так, Девид Мэйер из Мичиганского Уневерситета подытожил, что регулярное переключение внимания между разными заданиями снижает скорость работы на 25%. То есть человек начинает на четверть медленнее работать.
Так же повышается количество ошибок в работе, требующей сосредоточения.
Такую же закономерность отметили исследователи компании Microsoft, наблюдавшие за своими сотрудниками. Оказалось, что после отвлечения на входящий звонок или на сообщение электронной почты для возвращения в нормальный рабочий ритм человеку необходимо по меньшей мере 15 минут.
Доктор Рене Маруа из Вандербильтского Университета изучил, что же происходит с мозгом отвлекающегося человека, при помощи магнитно-резонансной томографии. Оказалось, что при глубокой концентрации определённые участки мозга становятся более плотными. Если же человек вынужден всё время переключать внимание с одной работы на другую, достичь нужного состояния плотности мозговых структур невозможно. То есть работник физически не способен работать качественно.
Стресс – убийца продуктивности
Если от человека постоянно требуется выполнение большого объёма работы в сжатые сроки, он начинает испытывать хронический стресс. Чрезмерное нервное напряжение выматывает – как морально, так и физически. В кровь регулярно выбрасывается гормон смерти – кортизол. Этот гормон нужен для мобилизации сил организма при возникновении внезапной опасности. И если опасность возникает не часто, кортизол полезен. Если же стресс хронический, высокий уровень гормона опасности начинает медленно разрушать организм. Человек становится нервным, иммунитет его снижается, он начинает хуже соображать. По сути, от повышенных нагрузок на работе человек чаще болеет и постепенно тупеет, что сильно влияет на продуктивность человека.
Маскировка нежелания работать
Психологи считают, что человек, демонстрирующий чрезвычайную занятость и готовность взять на себя много дополнительной работы, очень часто скрывает за этим отрицательные качества своей личности. И хотя с точки зрения начальника такой работник – настоящая находка, это далеко не так. Нежелание или неумение отдыхать и расслабляться может говорить о чувстве неуверенности в себе. Работник с неустойчивой самооценкой – как мина замедленного действия, когда и от чего «рванёт» – неизвестно. И ещё вчера заискивающий работник, самоотверженно трудящийся в неурочное время, сегодня может в случае конфликтов легко подставить работодателя.
Также за чрезмерной занятостью может скрываться сильный страх неудачи. А человек, не умеющий проигрывать, тоже ненадёжен. Он может пойти по головам ради успеха и карьерного роста.
Кроме того, за кажущейся загруженностью может стоять элементарное неумение или нежелание работать. Демонстрация бурной деятельности перед начальником – часто признак некомпетентности или банальной лени.
Реальные способы повысить продуктивность
Умения делать качественно и много работы в более короткий срок можно достичь, если применять несколько несложных правил:
- работать в определенный отрезок времени над одной задачей, желательно до полного её решения;
- научиться выделять первоочередные дела и сосредотачиваться на них, не отвлекаясь;
- отдыхать при первых признаках усталости (достаточно просто на 5 минут сменить вид деятельности: с умственной на физическую или наоборот).
- самым важным является научиться планировать дела по времени и следовать графику это самый эффективный способ повышения производительности труда