Постановка задач и целей. Технология Smart

Постановка задач по SMART

Постановка задач и целей. Технология SMART. Когда говорят о постановке задач, чаще всего вспоминают про технологию SMART.

Данная технология постановки задач и целей один из базовых инструментов управления, можно сказать основа.  Кратко и хорошо сказано о важности постановке задач в одном из мультфильмов.

Постановка целей по SMART

SMART – первые буквы слов, которые определяют характеристики, которыми должна обладать задача. Набор обязательных параметров, которые могут четко дать понять себе и окружающим, как должен выглядеть результат работы.

Specific- конкретная, определенная

Должно быть понятно, что именно должно быть сделано.  Именно этот параметр определяет, что в итоге должно быть на выходе. Что получим мы по итогу выполнения цели.

Пример.

Подготовить презентация по продукту «А».

Конкретность в данной цели это — “ презентация продукта А”.

Конкретность — относительно переменный параметр. Т.е. в зависимости от подготовленности лица, которому ставится задача, определяется и уровень конкретики. Если специалист опытный и регулярно составляет презентации, то можно не детализировать до блоков данную цель.  Для сотрудников, которые выполняют задачу впервые, целесообразно рассказать, что предполагает презентация, какие информационные блоки она должна включать.

Постановка задачи по SMART

Measurable – измеримая

Если предыдущий параметр отвечал на вопрос “Что?” то данный параметр отвечает на вопрос “В каком количестве?”. Т.е задает не просто критерий выполнена или не выполнена, а повышает точность выполнения, задавая количественный параметр.  Какой объем должен быть выполнен, чтобы задача считалась завершенной. Вводится четкий параметр, который позволяет оценить законченность задачи.

Пример.

Подготовить презентацию по продукту “А”. Объем презентации 20 листов, обязательно построение 5 диаграмм, по основным показателям развития бренда.

Измеримость в данной цели это – “презентация содержит 20 слайдов, 5 диаграмм”

Постановка задач по SMART

Ambitious – амбициозная

Задача должна быть амбициозной. Данный параметр субъективный и оценивается непосредственно человеком, который ставит задачу. Зависит от уровня подготовленности персонала и текущих условий.  Задача не должна быть посредственной.

Пример.

Подготовить презентацию по продукту “А”. Объем презентации 20 листов, обязательно построение 5 диаграмм, по основным показателям развития бренда.

Если сотрудник, ранее не составлял презентации по продукту, для него данная цель может считаться амбициозной.

Realistic – реалистичная

Задача должна быть реалистична. Ресурсов, которыми обладаем мы или сотрудник, достаточно для выполнения задачи. Необходимо оценить уровень подготовленности для выполнения задачи и если есть необходимость скорректировать.

Возвращаясь к нашему примеру, цель будет реалистичной если:

  • у сотрудника есть все данные или он знает где их взять для составления презентации;
  • есть компьютер и программное обеспечение для составления презентации;
  • есть практические навыки работы на компьютере.

Timely – определена во времени

Есть четкое понимание, когда должна быть завершена задача полностью. Данный критерий отвечает на вопрос “Когда?”.

Пример.

Подготовить презентацию по продукту “А”. Объем презентации 20 листов, обязательно построение 5 диаграмм по основным показателям развития бренда.  Презентация должна быть подготовлена к 10 февраля 2017 года.

Постановка цели по SMART эффективна и применима не только в бизнес-среде, но и в обычной жизни.

К примеру, у нас есть мечта поехать отдыхать в другую страну.  Для правильной постановки задачи воспользуемся критериями SMART.

  • Конкретная — Поехать отдыхать в Англию.
  • Измеримая — Продолжительность отдыха 14 ночей.
  • Амбициозная — Заработок в месяц составляет 30 тыс. руб., а на поездку необходимо 200 рублей. Поездка должна состояться в 2019 году.
  • Реалистичная — Есть доход. Есть возможность получить визу.
  • Определена во времени – Поездка должно состояться в сентябре 2019 года.

Именно при такой постановки задач и целей есть 100% понимание, что и когда необходимо сделать для успеха.