Этика менеджмента и ее роль в современном обществе. В начале XX века руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество было в выигрыше. Эндрю Карнеги, который занимался производством стали, вложил 350 млн. дол. в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Джон Рокфеллер пожертвовал 550 млн. дол. и основал фонд Рокфеллера.
Роберт Э. Вуд, глава фирмы «Сире», утверждает, что нелегко измерить количественно или интерпретировать экономические затраты — выгоды для общества, вызванные социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд — один из первых, кто выделил всеобщего сведения потребителей, местных общин тех, кто получает акции, и рабочих, обслуживаемых фирмой. Он был защитником подхода к решению социальных проблем не столько с государственных, сколько с менеджерских позиций.
Именно в 50-е годы вышла первая основательная работа на темы социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание расширенной социальной цели при принятии деловых решений может принести социальные и экономические выгоды обществу, а это является этикой менеджмента.
Есть люди, которые рассматривают организацию как экономическую целостность, которая должна только заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Эту точку зрения активно поддерживал лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен. Он утверждал, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры, участвует в открытой конкурентной борьбе без мошенничества и обмана.
Кроме того, есть мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем экономическая целостность. Современная организация является составной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим (их называют посредниками) относят местные союзы, потребителей, поставщиков, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, рабочих и тех, кто держит акции. Это много прошаркове общественная среда может влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.
Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют занятость, доход, этика менеджмента и соблюдение закона. Организации должны направить часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества, ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, охрана здоровья и безопасности, гражданские права, защита интересов потребителей и т.д..
Организационные ценности также имеют большое значение для деятельности организации. Справедливость данного тезиса подтверждается и тем фактом, что большинство людей находятся на втором этапе морального развития, то есть они считают, что их обязанность состоит из выполнения обязательств перед другими людьми в соответствии с их ожиданиями. Корпоративная культура самым серьезным образом влияет на поведение членов организации. Например, расследование хищений в нефтяной промышленности США показало, что они воспринимались большинством работников как должное. Сотрудники многих компаний уверены, что если они не будут делать так, как все (то есть как принято), они рискуют потерять свое место.
Культура организации — отнюдь не единственный источник влияния на этику менеджмента, но она является самой мощной из этих сил, так как определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждений, степень заботы организации о своих членах, система благосостояния, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и принятие решений.
Экономическая ответственность.
Любая коммерческая организация прежде всего является основным экономическим центром общества, несущего ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг и максимизацию прибыли акционеров. То есть экономическая ответственность фирмы сводится исключительно к максимизации прибыли. Данную концепцию предложил и разрабатывает Нобелевский лауреат, экономист Мильтон Фирдмен. Согласно М. Фридмена, деятельность компании должна подчиняться получению прибыли, а ее единственная миссия заключается в повышении прибыли (до тех пор, пока действия организации не выходят за рамки закона).
Однако в странах Европы, Канады и США подобные взгляды подвергаются критике. Отмечается, что практическое подражание тезиса о том, что получение экономической выгоды — единственная обязанность компании перед обществом, может привести к край негативных последствий для фирмы.
Этическая ответственность. Этически ответственное поведение означает общественно-полезные действия, не предусмотренные законами или не отвечают прямым ее экономическим интересам. Для того, чтобы поведение организации было этичным, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Как неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации получать выгоды за счет общества.
Важно различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической ответственностью понимают соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, которое определяет, что может, а чего не может делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов (например, сколько токсичных веществ может быть в промышленных стоках, как избежать дискриминации при найме на работу, какие минимальные требования к безопасной продукции, какого типа товары можно продавать другим странам). Организация, которая подчиняется этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственно, но она не обязательно будет считаться социально ответственной.
Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит за определенными законом и регулирующими органами требований или же сверх этими требованиями.
Кроме того, соблюдение закона не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности.
Принятие на себя ответственности носит для организации исключительно добровольный характер и связан с желанием организации внести свой вклад в развитие общества, к которому ее не обязывают ни экономические мотивы, ни законы, ни этика. Как правило, имеются в виду различные действия филантропического характера, которых никто не требует и которые не приносят компании ощутимой выгоды.
Действия организации в случае возникновения социальных дилемм. Что делать организации, когда она сталкивается с каким-либо проявлением потребностей? Если заинтересованная группа, скажем местные органы власти, предъявляет к компании новые требования, какие действия ей следует начать? В теории менеджмента разработан набор соответствующих действий, к которым обращаются компании в подобных ситуациях. Действия эти могут иметь препятствующий, оборонный, приспособленческий и проактивный характер.