Среди проблемных сфер современной прикладной этики видное место занимает политическая этика. Именно в сфере политики с особой остротой обозначилась моральная проблематика из первых попыток ее теоретического осознания. Современная политика в свою очередь стала пространством актуализации практического потенциала этической теории. С самого начала своего существования политика обозначена доминантой искушения властью, хотя предполагалось как механизм регулирования общественных отношений. Это недостаток не только не искоренялся с процессом социально-культурного развития общественной жизни. а усиливалась из-за роста могущества средств бедствия. Рост силы госаппарата о жизни рядовых граждан, с одной стороны, повышение степени рисков в принятии решений относительно социальной жизни, с другой — особенно обостряют проблему контроля «контролеров» социального порядка, если можно так назвать собственно политиков исходя из их прямого профессионального назначению.
Огромная зависимость благополучия бытия каждого гражданина от деятельности политической системы, что со временем усложняется, усиливается, отчуждается от общества, становится самодостаточной в своем развитии, сосредотачиваясь на воспроизведении и самосохранении вне прямой обслуживанием социальной общего интереса, стимулирует внимание к политике как объекта этического анализа . Заинтересованность на путях освобождения от государственного опекунства широких слоев в вопросах определения формата социальной жизнедеятельности, получения более прав на свободное самоопределение относительно своей собственной жизни, выдвигает требование теоретической ответы на актуальные вопросы: Что может быть критериями оценки общезначимых решений? На каких основаниях принимаются политиками те или иные законы, социальные регуляторы и жизненные всеобщие стандарты? Есть мораль сегодня тем нужным регулятором относительно политической регуляции как таковой? Ответить на эти и другие вопросы призвана именно политическая этика.
Политическая этика как одна из составляющих современной прикладной этики — молодая отрасль научного исследования и учебная дисциплина. Однако как специальная проблематика политической теории, философии политики она имеет свою давнюю исследовательскую традицию, которая развивалась не столько усилиями этиков, сколько социологов, социальных философов, политологов. Однако с середины XX в. через определенный запросы социальной практики она начала оформляться в отдельную отрасль научного исследования.
Среди западных исследователей, социологов, политологов, социальных философов, в которых эта проблематика занимает надлежащее место, особенно выделяются Р. Нозик, Дж. Роулз, Ю. Хабермас, Фуко, X. Арендт, Б. Сутор, К.Г. Баллестрем, 3. Бауман и др.. На постсоветском пространстве политическая этика как научная и учебная дисциплина разрабатывалась А. Дубко, В. Бакштановським, А. Сагомоновим, Т. Мишаткиною, А. Гусейновым, Р. Апресяном, А. Прокофьев, Б. Капустиным, В. Ма-Лахова , А. Ермоленко и др..
По сегодняшний день существует ряд трудностей по поводу определения предмета и проблемного поля политической этики как отдельной научной отрасли. Более того, остаются отличными трактовки ее проблематики в собственно политической философии и политологической науке и в прикладной этике.
Особой сложности добавляют и проблемы становления самой прикладной этики, который претендует на выделение по теоретической этики. Является ли политическая этика самостоятельной отраслью нравственного теоретического знания? Или это — одна из практически ориентированной проблематики этики, которую в свое время называли профессиональной этикой, а теперь склонны считать прикладной? Может это новая теоретическая дисциплина межотраслевого, синтетического характера, которая должна развиваться на стыке философии, социологии, этики, политологии? Все эти вопросы остаются открытыми в сегодняшних теоретических исследованиях. Однако определенной определенности относительно них требует современная сложная, противоречивая социальная практика.