Кадровая политика — это своеобразная совокупность социально-правовых, а так же организационно-экономических и психологических мероприятий на предприятии, фирме по формированию, использованию и воспроизводству трудового (кадрового) потенциала. Главной целью кадровой политики является обеспечение сегодня и в будущем каждой должности и рабочего места персоналом надлежащей квалификации.
Основными задачами кадровой политики являются:
— своевременное обеспечение предприятия (организации) персоналом высокого качества и в достаточном для бесперебойной работы количестве;
— обеспечение надлежащих условий реализации предусмотренных трудовым законодательством государства прав и обязанностей граждан;
— рациональное и эффективное использование трудового потенциала;
— формирование и поддержание успешной работы трудовых коллективов.
Основные разновидности которые присущи кадровой политике: политика подбора необходимых кадров; политика профобучения; политика оплаты труда; политика формирования кадровой процедуры; политика социальных отношений.
Кадровой политикой традиционно считают систему правил и норм, приводящих человеческие ресурсы организации в соответствии со стратегией компании. Поэтому методы работы с персоналом фирма (предприятие) использует в соответствии с избранной концепцией бизнеса.
Целью кадровой политики является обеспечение сбалансированности процессий обновления и сохранения количественного и самое главное качественного состава кадров. Безусловно, основными факторами влияния на кадровую политику фирмы является состояние внешней среды и ситуация на рынках услуг и труда. Кадровая политика фирмы во многом зависит от организационной культуры.
Кадровое планирование на предприятии имеет следующие разделы: планирование потребностей в персонале;планирование повышения квалификации;планирования карьеры; планирование использования работников; планирование некоторого процента потерь работников (в связи с выход на пенсию, переобучения или поступления в учебные заведения, в вооруженные силы и т.д.); планирование расходов на успешную реализацию всего комплекса необходимых кадровых задач.
Основными элементами кадровой политики является отбор и наем персонала, подготовка работников к работе и их дальнейшее периодическое обучение, мотивация и организация труда, планирование служебного роста.
Об эффективности кадровой политики, ее влияния на общее состояние компании можно говорить, если в организации имеются:
— планирование ресурсов (оценка имеющихся трудовых ресурсов, определения будущей потребности в кадрах и способов поиска кандидатов на вакантные должности, оценки результативности прошлого набора);
— отбор и адаптация персонала (оценка результативности отборочных процедур и адаптационных мероприятий);
— система стимулирования (аттестация, персонификация заработков, мониторинг уровня оплаты на рынке труда);
— ротация персонала (система кадрового мониторинга, определенный социально-психологический климат, внутренние коммуникации, оценка результативности методов планирования карьеры).
Кадровая политика в организации может играть пассивную, превентивную и активную роль.
Пассивная роль кадровой политики сводится к ликвидации негативных последствий конфликтов, когда руководство регулирует спор без стремления выявить ты устранить ее причину.
Превентивная роль базируется на диагностике персонала и прогнозировании кадровой политики на среднесрочный период.
Активная роль кадровой политики предоставляет возможность разработки целевых кадровых программ, их коррекции на основе постоянного мониторинга служебной ситуации и в соответствии с изменениями внешней среды.