Служебный этикет — это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности.
Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п..
«В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек,» — писал Ж. де Лабрюйер .
Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на «Вы», ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными.
На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятных и интересных вещах, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться.
Этикет — это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами).
Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально-
психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда. Ученые советуют:
руководителю:
• стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз;
• научиться поощрять подчиненных;
• признавать свои ошибки;
• уметь наказывать;
• не спорить по пустякам;
• быть доброжелательным, деликатным;
всем сотрудникам:
— обладать общей культурой;
— Порядочно относиться к другим;
— Уважать человеческое достоинство коллег;
— Не лицемерить, не лгать;
— Быть вежливыми;
— Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;
— Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.
Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу.
Этикет служебных взаимоотношений обязывает:
• быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения);
• встречи начинать вовремя;
• на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы;
• принятые решения выполнять в указанные сроки;
• работников быть в хорошем и опрятном одежде.
Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту прибылей фирмы.
Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета.
Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.