Всякий конфликт должен пройти основные стадии: возникновение, столкновение взглядов, действия, урегулирование конфликта.
Например, руководство какого-нибудь отдела возглавил новый человек. Он по-другому видит ситуацию и по-другому оценивает работу коллектива. А в то же время, в коллективе уже есть свои устоявшиеся правила и традиции. Все это приводит к раздражению, неприязни и не желанию выполнять требования нового руководителя.
Разрешение конфликта – задача не из легких, особенно, когда каждая сторона настаивает на своем. Управление конфликтами осложняется еще и тем, что ему свойственно вырастать из локального во всеобщий. Неприязнь 2х сотрудников может разделить весь коллектив на два лагеря. В коллективе образуется напряженная, враждебная атмосфера. Все это оказывает негативное влияние на рабочую производительность, снижает плодотворность.
Типы поведения в конфликтной ситуации
В конфликтной ситуации чаще всего проявляются три типа поведения:
- Агрессивный;
- Нейтральный;
- Миротворческий.
Агрессивно себя ведут люди, не желающие принимать чужие взгляды, интересы, мнения. Они уверены только в своей правде и ни в коем случае не готовы поменять свою позицию, что бы достичь компромисса.
Миротворчески настроены люди, умеющие производить анализ сложившейся ситуации и старающиеся урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны.
Нейтральный тип поведения подразумевает отказ от участия в конфликтной ситуации, остаться в стороне.
Но, зачастую, большинство людей при возникновении конфликта настроены агрессивно.
Разрешение конфликтов
Тут тоже можно выделить несколько видов выхода из конфликтной ситуации.
- Первый – это уход от проблемы, например, один из противников просто меняет тему разговора. Такой способ характерен для людей, которым необходимо хорошо подумать, взвесить все за и против, выявить причины возникновения спора и найти способы его разрешения.
- Второй вариант – это смягчение обстоятельств, когда одна сторона оправдывает свою позицию или соглашается с оппонентом. Но невозможно решить конфликт путем оправдания себя, это даже больше усугубит ситуацию. Этим приемом пользуется человек, предпочитающий достижение мира и согласия. Он также может воспользоваться приемом вынуждения, чтобы сохранить отношения, но не усугубляя положение.
- Третий подход – поиск компромисса. Обсуждение позиций обеих сторон и поиск выгодного решения для всех. Компромисс помогает снять напряжение и найти приемлемое решение.
- Четвертый вариант – полное противостояние двух сторон. Ни один из оппонентов не хочет прислушаться к мнению и позиции другого.
- Пятый вариант – принуждение. Этот метод заключается в навязывании своего мнения другому человеку. Это самый быстрый способ разрешения конфликта, но не самый благоприятный в плане сохранения отношений.