Прибыв в другой город или другу страну для ведения переговоров, бизнесмен обязан, как того требуют правила протокола, нанести визит вежливости принимающей стороне. Визит вежливости (протокольный визит) — это как бы ответ на встречу гостя при его приезде. Это протокольное мероприятие не только является выражением вежливости, но и необходимо главам делегаций для того, чтобы при личной встрече окончательно уточнить программу пребывания.
Право окончательного выбора места и точного времени встречи принадлежит гостям. Местом нанесения визита вежливости, как правило, становится помещение принимающей стороны (фирмы, компании, организации).
Правила приема при визите вежливости
В назначенное время гостя у подъезда или в вестибюле должен встретить сотрудник фирмы (ответственный за протокольную работу, секретарь или помощник) и проводить к руководству. Руководитель принимающей организации может лично встречать гостей в вестибюле только в исключительных случаях.
Принимать гостя желательно в специально отведенном месте. Идеальный вариант: диван и мягкие кресла вокруг журнального столика в кабинете руководителя. Гость усаживается на диван. Глава принимающей стороны садится в кресло, находящееся с левой стороны от дивана. Таким образом, гость должен оказаться по правую руку от хозяина. Если оба садятся на диван, то гость опять-таки должен находиться справа от хозяина.
Если гость прибыл с дамой, то по правую руку от хозяина, то есть на самом почетном месте, должна сидеть дама. Гость в этом случае будет сидеть слева, то есть на втором почетном месте. Переводчик выбирает себе место сам.
Не рекомендуется усаживать гостей напротив окон, из которых бьет яркий солнечный свет, это может быть расценено как неуважение.
Первым садится глава принимающей стороны. В ходе визита вежливости, как и во всех других случаях, инициатива ведения беседы принадлежит хозяину.
Инициатива ухода — прерогатива гостя. Знаком окончания аудиенции может быть и продолжительная пауза в разговоре.
Визит вежливости длится 20-30 минут. Через 5-7 минут после его начала может быть подано угощение: чай, кофе, фрукты, конфеты и т.д. Спиртные напитки подавать не принято.
По окончании визита следует проводить гостей до коридора, лифта или лестничной площадки.