Культура предпринимательства

Культура играет особую роль в организации бизнеса. Культура способствует повышению результативности работы предприятия, улучшает качество продукции и услуг, приумножает доходы, в результате чего, возрастает престиж компании. Культура предпринимательства – это сложившийся комплекс правил, норм, методов ведения бизнеса, с учетом действующих в стране правовых норм и законов, нравственных и этических порядков поведения в осуществлении современного бизнеса.

Первый элемент культуры бизнеса – законность предпринимательской деятельности. Второй – обязательное выполнение своих обязанностей, согласно правовым актам, договорам, соглашениям; исключение нанесения морального или имущественного вреда между конкурентами, партнерами, работниками. Следующий немаловажный элемент культуры предпринимательства – честность ведения дела по отношению к клиентам, заказчикам, компаньонам, государству. Важно также соблюдать общепринятые этические нормы, профессиональную этику, кодекс фирмы, общие нормы ведения бизнеса, культуру и воспитание предпринимателей, привычки и обычаи, действующие в обществе.

Культура предпринимательства имеет тесные отношения: с обществом, потребителями, государством, работниками, партнерами, конкурентами. Поэтому обязательно должна соблюдать стандарты, правила, нормы, имеющие влияние на развитие бизнеса. Предпринимательство должно получать и добывать прибыль не обходными путями, а только законными. Культура ведения бизнеса предполагает осуществление деятельности только на законных правах. Культура предпринимательства и ее образование осуществляется несколькими факторами. Высокоразвитая внешняя предпринимательская среда, менталитет общества и государства, правовые нормы и акты, регулирующие обязанности и ответственность и, несомненно, сам бизнесмен и его корпоративная этика являются главными факторами, определяющими формирование культуры.

Две стороны культуры

Проявление культуры наблюдается в различных видах деятельности на разных уровнях соцсистем. Существует две стороны культуры: материальная и культурная. К материальной стороне относятся материально-производственная база, сырье, энергетика, средства труда и другие формы материального производства; материально-предметная деятельность людей; материально-предметные взаимоотношения на производстве; материальное достояние из прошлого, т. Е. памятники, археологические раскопки. Культурная сторона включает в себя урегулирование и осуществление распределения и обмена, технологии и условия трудовой деятельности. То есть она создает отношения в процессе взаимодействия субъектов  предпринимательства.

Каждая новая компания определяет свою культуру внутри своей организации, благодаря чему создается атмосфера, уровень взаимоотношений, определяются ценности и поведение, распределяются полномочия и принимаются решения. Сущность культуры отражается в приказах и указаниях, в обычаях и образцах поведения. Руководитель предприятия должен уметь организовывать деятельность своей организации так, чтобы достижения в бизнесе совмещались с созданием благоприятных условий труда для работников.