Контакт глаз – важное средство коммуникации. Будь то деловая встреча или личный разговор, установление контакта на визуальном уровне облегчает как первичное взаимодействие, так и продолжение общения: оно формирует доверие, интерес к партнеру, готовность к принятию совместных решений.
Основные приёмы установления зрительного контакта в деловом общении
Визуальный контакт – невербальное средство общения, которое подкрепляет любую коммуникацию. Направление взгляда в сторону собеседника сигнализирует о внимании и даёт обратную связь. Человек сознательно или неосознанно постоянно сообщает о своем отношении к происходящему при помощи взгляда, поэтому у нас всегда есть возможность не только считывать с лица собеседника и интерпретировать подобную информацию, но и подавать подобные сигналы.
Главные принципы визуального контакта – ненавязчивость и открытость. Умелым использованием данного невербального средства можно считать то, что не мешает общению, не настораживает партнера, не вызывает дискомфорта. Это требует навыка и хотя бы простейших знаний из области психологии.
В этике делового общении есть несколько важных приёмов установления визуального контакта:
- 2/3 времени общения необходимо сосредоточивать на лице собеседника;
- официальный взгляд – это концентрация внимания на области лица в районе переносицы или чуть выше – в области «третьего глаза»;
- во время делового разговора следует избегать пристального взгляда (более 10 секунд): для установления контакта достаточно нескольких мгновений (2-3 секунды), при этом скользящий или постоянно ускользающий взгляд может быть прочитан как робость и неуверенность;
- при монологе необходимо несколько раз концентрировать внимание на лице собеседника, при окончании речи увеличить частоту обращения в сторону партнера, в финале же можно задержать взгляд в глаза оппонента на более длительный срок – 3-4 секунды;
- желательно контролировать не только направление и частотность взгляда, но в целом мимику – свою (демонстрируя искренность и открытость) и собеседника (считывая его согласие или несогласие с происходящим).
Для справки: Стоит учитывать и особенности национального общения: если в западной культуре контакт глаз считается признаком доверия, то восточная традиция может интерпретировать поиск взгляда партнера как наглость или вызов.
Умение пользоваться зрительным контактом, контролировать выражение своего взгляда и навыки прочтения подобных невербальных сигналов может стать одним из условий успешной деловой коммуникации.
Визуальный контакт при работе с аудиторией
При общении с несколькими собеседниками или большой аудиторией следует опираться на ещё два принципа установления контакта – постоянство и равность распределения внимания.
Приёмы работы с аудиторией описаны в многочисленных специальных трудах по ораторскому искусству, но отметим основополагающие задачи визуального контакта:
- необходимо установить зрительный контакт на начальном этапе работы с аудиторией: обвести взглядом всех собравшихся, при этом по возможности отвечая на все поступающие сигналы и дождавшись внимания от всех присутствующих;
- на протяжении выступления получать обратную связь от слушателей и корректировать тон, скорость речи, информационную насыщенность доклада;
- особое внимание обращать на те зоны аудитории, откуда поступают сигналы о потере контакта: шелест, шепот, шевеление;
- ни в коем случае нельзя выбирать одного визуального контактера, необходимо разнонаправленное, «справедливое» и уважительное внимание ко всей аудитории.
Для справки: Чтобы работать с обширной аудиторией (например, студенческой) мысленно можно разделить её на несколько равных секторов (3*3, 2*3) и направлять внимание на каждый сектор, но не поочередно, а хаотично сосредотачивая взгляд на разных глазах, лицах и как бы обращаясь к разным слушателям.
Визуальный контакт становится настоящим подспорьем в деле установления доверительных и открытых отношений, если уместно и тактично применяется наряду с другими средствами вербальной и невербальной коммуникации.