В данной статье делового этикета пойдет речь о том как реагировать на некорректное поведение собеседника.
Многие предприниматели во время деловых бесед и переговоров могут вести себя некорректно: допускать бестактность, грубость, повышать голос, без конца упрекать и обвинять своих партнеров.
Защититься от таких оппонентов и остаться при этом в рамках этикета вам помогут советы, изложенные в книге немецкого психолога Н. Энкельмана «Преуспевать с радостью».
Вот некоторые из них.
Научная тактика.
Оппонент ссылается на мнение ученых, цитирует их. Особенно опасно, если он намеренно цитирует неправильно и прибавляет: «Возможно, я привел цитату неверно. В таком случае, поправьте меня».
Совет: Тоже цитируйте! Заявите, что вы ожидали услышать именно эту цитату.
Тактика прерывания.
Оппонент изводит вас репликами вроде: «С чего это вы взяли?», «Вы повторяетесь».
Совет: Сделайте продолжительную паузу и спросите: «Могу я продолжить (вы позволите продолжить) мою мысль?»
Скрытые нападки на личность.
Вместо того чтобы выдвигать конкретные возражения, оппонент ссылается на ваши прежние промахи, имевшие место несколько месяцев или даже лет назад, тем самым проявляет некорректное поведение. Применяющий эту тактику собеседник обычно отличается нерешительностью и бесхарактерностью.
Совет: Прямо заявите, что обвинения безосновательны отклоните их. Поинтересуйтесь у вашего оппонента как долго он еще намеревается применять эту некорректную тактику. Как можно более невозмутимо заметьте, что хотя в прошлом у вас и были какие-то промахи, но с тех пор вы многому научились и пересмотрели некоторые свои взгляды.
Тактика сведущего.
Оппонент апеллирует к разнице в возрасте между им и вами. Если он старше вас, то может отклонить ваши аргументы, ссылаясь на то, что ваш «жизненный и профессиональный опыт слишком ограничен…»; если моложе — может категорически заявить, что «это мнение уже устарело».
Совет: Попросите привести конкретные возражения против ваших аргументов. Потребуйте от оппонента квалифицированных доказательств его правоты.
Тактика трескучих фраз.
Иногда, испробовав все способы добиться уступок, партнер пытается использовать некорректное поведение, а именно — апеллировать к ценностям высшего порядка. Он взывает к вашим чувствам: любви к семье, к родной стране, к вашему великодушию, чести и т.п.
Совет: Не поднимайте партнера на смех. Признайте, особенно если при разговоре присутствуют другие лица, что вы отдаете должное таким доводам. Однако в целом отклоните напыщенные аргументы при помощи фразы типа: «В этом я с вами согласен, но подумали ли вы о…»
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда собеседник реагирует на ваши слова резкими выкриками и едкими репликами. Абсолютно надежных способов нейтрализовать такие действия не существует. Но все же советы Н. Энкельмана могут помочь предпринимателю, столкнувшемуся с таким некорректным поведением партнера.
Совет № 1. Если имеют место лишь одиночные выкрики — пропустите их мимо ушей. Только после трех-четырех замечаний вы вынуждены будете как-то реагировать.
Совет № 2. Лучший способ парировать злобные выкрики — меткий ответ. Можно воспользоваться опытом У. Черчилля, который заранее придумывал соответствующие ответы и выходил из дискуссии победителем.
Совет № 3. Если позволяет время, задавайте оппоненту встречные вопросы. Попросите его еще раз повторить замечание. А еще лучше — попросить уточнить что-то.
Совет № 4. Ссылайтесь, по возможности, на серьезность ситуации, на ценности высшего порядка, отметив, что выкрики вашего партнера в такой ситуации неуместны. Используйте серьезную тональность в своей речи.