Обращение к собеседнику

Обращение «вы» обычно свидетельствует о культуре того, кто к вам обращается, подчеркивает уважение к своему партнеру или коллеге. Прекрасно воспитанный и корректный деловой человек очень часто пользуется этой вежливой формой официального обращения, независимо от того, с кем он в данный момент  беседует: не зависимо от того,  это непосредственный начальник или его подчиненный, человек к которому обращаются  значительно старше обращающегося или моложе.

Обращение к собеседнику на «ты» в дело­вой обстановке критично и  нежелательно. И допускается  лишь в том случае, когда может быть взаимным или в отдельных случаях обусловлено неформальными отношениями.

К деловым собеседникам, которые хорошо и возможно давно знакомы, а также к сво­им коллегам желательно обращаться по имени и отчеству или по фамилии если необходимо с добавлением слов «господин» (в былые времена «товарищ»).

Не следует при официальных встречах злоупотреблять обращением только по имени, и еще хуже на американский манер в сокращенной форме. В нашей стране с давних времен принято обращаться и уважительно называть людей по имени и отчест­ву, это наша традиция. По имени, без отчества  можно обращаться к своим ближайшим коллегам, если они не против такого вида обращения. К незнакомому или новому человеку можно обратиться со словами: «гражданин», «уважаемый господин», «сударь» к девушке «сударыня», «девушка», к юноше «молодой человек».В нашей стране нет устоявшейся формы правила обращения. И хотелось бы  признать, что некоторые из выше названных слов в конкрет­ных жизненных  случаях не совсем удачны и к месту. Потому чаще всего мы обращаемся к незнакомому человеку в безличной форме: «Извините…», «Позвольте… », «Будьте так добры… ».

Во время переговоров или ведения делового разговора очень важно обращать внимание на расстояние между собеседниками и количественным объемом пространства общения. В этом случае существует следственный неписаный закон: расстояние между собеседниками до одного метра считается интимным (как правило общение на таком коротком  расстоянии чаще всего проис­ходит между друзьями или относительно близкими людьми). Расстояние от одного до двух с половиной метров по деловому этикету считается официальным. Иногда в случаях, когда люди нарушают эти невидимые  «инстинктив­ные» границы, вам эмоционально становится не по себе, после этого у вас остается негативное ощущение от контакта с ними . Расстояние от трех метров и более — это так называемое расстояние безразличия. Этой дистанцией умело и достаточно часто пользуются начальники, которые планируют сделать замечание или выговор своим подчиненным. На большем расстоянии (до восьми метров) можно  отдавать только приказания.

Поэтому если вы планируете наладить контакт со своим собеседником и вес­ти конструктивный диалог, то следует придерживаться  дистанции приблизительно около 1,5 м и постараться, чтобы при обращении к собеседнику,  между вами  по возможности небыло преград в виде офисного стола и т.п..