Деловое общение определяется как специфическая форма контактов и взаимодействия людей, представляющих не только самих себя, но и свои организации. Оно включает обмен информацией, предложениями, требованиями, взглядами, мотивацией для решения конкретных проблем как внутри организации, так и за ее пределами, а так же заключение контрактов, договоров, соглашений или установления других отношений между предприятиями, фирмами, организациями.
Деловое общение в отличие от его других видов имеет свои особенности, а именно:
— наличие определенного официального статуса объектов;
— направленность на установление взаимовыгодных контактов и поддержание связей между представителями взаимно заинтересованных организаций;
— соответствие определенным общепризнанным и общепринятым правилам;
— предсказуемость деловых контактов, которые предварительно планируются, определяется их цель, содержание и возможные последствия;
— конструктивность характера взаимоотношений, их направленности на решение конкретных задач, достижения определенной цели, как правило, не выходя за рамки определенного круга;
— взаимно согласованность решений, договоренность и дальнейшая организация взаимодействия партнеров;
— значимость каждого партнера как личности;
— непосредственная деятельность, которой заняты люди, а не проблемы, которые смущают их внутренний мир.
Человек, который направляет свою информацию (коммуникатор), и человек, который в дальнейшем ее принимает (реципиент), в деловом общении постоянно меняются местами, благодаря чему у общающихся, должно быть одинаковое понимание не только значений, но и смысла слов.
Эффективное деловое общение по своей сути — это не столько обмен значениями, сколько обмен мнениями. Более того, это поиск общего решения.