С трудными людьми мы сталкиваемся регулярно. Ими могут оказаться пассажиры, встретившиеся вам в общественном транспорте, коллега по работе, близкий родственник, супруг и т.д. После беседы чувствуется усталость, на диалог тратится много энергии, а суть вопроса может быть не решена, т.к. собеседник не желает идти на компромисс и не слышит ваших разъяснительных аргументов. В представленном материале пойдет речь о том, как вести диалог с трудными людьми и не допустить появления негативных эмоций ни во время, ни после разговора.
7 правил ведения беседы с трудными людьми.
1. Только спокойствие. Для начала настройте себя на нужный лад. Не допускайте всплеска эмоций, даже если замечаете открытую провокацию. Любое проявление агрессии определит вас как проигравшего.
Совет. Если разговор переходит в конфликт, то найдите для себя своеобразную точку опоры: кресло в кабинете, галстук или ожерелье собеседника. В тот момент, когда вам захочется ответить на провокацию, сфокусируйте внимание на выбранном предмете и проигнорируйте выпад в вашу сторону.
2. Выслушайте оппонента. Если разговор завели не вы, то дайте человеку высказать свое мнение. В этот момент сохраняйте внимание и зрительный контакт, вставляйте уточняющие фразы: «Иван Иванович, то есть это с вами случилось не в первый раз?» и пр. В любой беседе между двумя людьми роль слушателя гораздо сложнее, чем роль оратора. Поначалу желание отвергнуть аргументы собеседника будет сильным. Старайтесь держать себя в руках, и ни при каких обстоятельствах не показывайте агрессивный настрой.
3. Не делайте акцент на личности. Трудные люди любят использовать в разговоре нетактичные высказывания с переходом на личности. «Как будто ты не могла допустить ошибку в отчете!» — заявляет коллега. Корректно верните собеседника к теме разговора: «Мы говорим не о моем предполагаемом отчете, я пытаюсь указать тебе на допущенную ошибку и предотвратить ее появление в дальнейшем». Более агрессивные люди не стесняются говорить колкости в адрес оппонента. Не реагируйте на них и не опускайтесь до их уровня. Помните об основной цели диалога — решение ошибки, а не взаимное оскорбление друг друга.
4. Проявите сострадание. Чаще всего трудными людьми становятся несчастные личности. Проявив сострадание, вы станете для оппонента приятным и понимающим собеседником, а не объектом агрессии. Например: «Боюсь представить, как ты тянешь на себе такой объем работы, я бы так не смог(-ла). Подобное начало разговора направит беседу в позитивное русло с самого начала, предупредив развитие конфликта. Наверняка ваш собеседник удивится и отнесется к вашим просьбам с пониманием.
5. Не перечьте оппоненту. Четко озвученное мнение по поводу неправоты вызовет у собеседника желание завязать конфликт, поэтому о мирном решении вопроса не может быть и речи. В вашем сознании имеется аргументированная точка зрения. Преподнесите ее правильно. Например, вместо «Ты неправильно сделала этот отчет» скажите: «У тебя почти получилось. Давай я расскажу, как все правильно оформить». После излагайте свое видение проблемы.
6. Найдите хорошие качества у трудного собеседника. С данной задачей справиться тяжело, но попытаться стоит. Если получится, то диалог завершится в вашу пользу. Перед разговором подумайте о положительных качествах человека, его сильных сторонах характера. К примеру, он бурно реагирует на критику, но никогда не отказывается помочь. Настройте себя на удачное завершение диалога, тогда беседа пройдет в спокойной атмосфере, и вы быстро найдете решение проблемы.
7. Не торопите события. Даже следуя всем подсказкам, разговор может перейти в открытый конфликт. Чтобы избежать нежелательных последствий, предложите оппоненту отложить диалог на время. К примеру: «Мы не можем прийти к обоюдному согласию, давай перенесем беседу на время, тебе нужно успокоиться». Так и вы, и ваш собеседник успеете еще раз все обдумать и в следующий раз построить более плодотворный конструктивный диалог.
Диалог с трудными людьми — это своего рода испытание, требующее от вас не только блестящих ораторских способностей, но и мудрости. Описанные правила помогут избежать негативных моментов и извлечь из разговора максимальную пользу.