Одной из главной составной части любой коммерческой или публичной деятельности является умение владеть словом, при этом четко обрисовать существующую проблему, показать ее суть на конкретных фактах ее актуальность и сформулировать конкретные советы по ее решению.
Поэтому владение техникой выступать перед коллективом или другой более обширной аудиторией — визитная карточка каждого серьезного бизнесмена или политика, это одна из важнейшей составной части его личного делового имиджа. Установлено, что никакая другая способность, которой может владеть деловой человек, не дает ему такого состояния авторитета и возможности быстро и в кратчайшие сроки завоевать симпатии слушателей, как владение техникой хорошо выступать.
Умению правильно выступать перед аудиторией учит особая наука — риторика, или другими словами наука о красноречии. Понятие риторики излагает правила подготовки и произношения публичных выступлений с целью оказания необходимого воздействия на аудиторию, для того, чтобы в дальнейшем склонить большинство людей к личным взглядам и пониманию занимаемой позиции. Хочется особо подчеркнуть, что риторика — это не просто своеобразная наука о методах и способах красивой передачи необходимой информации посредством устного слова, но своеобразный эталон конкретных, необходимых в данной ситуации законов и правил, обеспечивающих при правильном подходе действенность речи, которая, превращает слово в средство подсознательного влияния на других людей.
Знание и умение использовать законов и правил красноречия особенно необходимо для людей дела. Не владение этими правилами — одна из существенных причин неудач деловых людей и многих коммерческих и в том числе политических проектов. Поэтому необходимо в самых общих чертах знать сущность ораторского искусства. Понятие риторика предполагает учет многих факторов, от которых в большей или меньшей степени зависит действенность общения.
Первый фактор — это фактор разности состава аудитории, т. е. то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, политические и профессиональные особенности.
Второй фактор — это учет содержания и характера проведения самого выступления. При выступлении недопустимы авторитарный тон беседы, безапелляционность высказываний. Необходимо понимать и проявлять доверие к людям, советоваться по возможности с ними в процессе своего выступления.
Третий фактор риторики требует объективной и взвешенной самооценки докладчиком своих личностно-деловых качеств, которые находятся в компетенции затронутых вопросов, которые он представляет в своем выступлении. Необходимо владеть понятием риторики, не переоценивать и не занижать уровень личной подготовленности.