Когда возникает рабочий конфликт
В рабочем коллективе найдется масса причин для возникновения конфликта. Конфликт имеет две формы проявления: открытая и скрытая. Открытая форма выражается в виде споров, дискуссий, прений. Скрытая форма внешне никак не проявляется, но создает напряженную атмосферу из-за недомолвок, недоверия, неприязненность, недоброжелательная обстановка в коллективе.
Недопонимания между руководством и подчиненными возникают чаще всего. Такой конфликт опасен, прежде всего, для самого начальника, так как остальные сотрудники следят за ситуацией, за действиями руководителя и делают свои выводы на этот счет. Если этот конфликт не решить, то он негативно скажется на работе всего коллектива. Споры возникают и между коллегами по работе, например, некоторые не могут поделить оргтехнику, компьютер, факс и т.д. Необходимо, чтобы у каждого работника был свой инструмент.
Также существует еще ряд других причин возникновения деловых конфликтов: нарушение сроков поставки, оплаты или выполнения работ; пренебрежение условиями договора; нечестное продвижение в карьере и т.д. Могут быть и психологические причины, например, несовместимость характеров, сплетни и слухи, несовпадение мнений и точек зрения.
Всякого рода конфликт имеет нижеследующие этапы развития:
- Зарождение;
- Столкновение сторон;
- Действия;
- Разрешение.
Разрешение конфликтов
Необходимо во время разрешать, возникающие в коллективе конфликты, чтобы спорные ситуации не мешали благоприятному развитию фирмы. Самым распространенным способом разрешения конфликта является компромисс, когда противники идут друг другу на уступки. Конфликтные стороны должны не только урегулировать ситуацию, но и предотвратить возможность ее возникновения в будущем. Еще один способ – это согласие или консенсус. В этом случае нужно принять аргументы и доводы противоположной стороны, но не в ущерб своей позиции, не забывая о своих интересах. Такого разрешения конфликта можно достичь только, если стороны готовы пожертвовать частью своих требований для достижения перемирия.
В ходе переговоров важно контролировать свои эмоции, следить за речью и логикой, уважать личность другого человека и не подавлять ее. Необходимо слушать оппонента и давать ему высказаться, не перебивая друг друга. Старайтесь исключить личную неприязнь и пренебрежение. Не стоит добиваться, принятия вашей точки зрения, агрессией, это только усугубит ситуацию и покажет вашу невоспитанность. Если конфликтная ситуация зашла дальше некуда, можно пригласить помощника – это может быть и специалист-конфликтолог, и психолог, и просто человек, внушающий доверие. Иногда очень важен взгляд со стороны и к такому мнению следует прислушиваться. Конечно, главным разрешителем конфликтов и спорных ситуаций является суд. Но суд руководствуется законном и не учитывает эмоциональную сторону конфликта, поэтому лучше не доводить спор до этой судебной инстанции.
Деловая жизнь настолько напряженна и интенсивна, что невозможно обойтись без конфликтов. В любом коллективе главенствует руководитель, который и должен урегулировать отношения между сотрудниками, контролировать психологическую обстановку и способствовать укреплению коллектива. А значит, необходимо вовремя пресекать назревающие конфликты и прислушиваться к своим сотрудникам. Только авторитетный человек может спасти организацию от трудностей и разрушений отношений.