Любой коллектив рано или поздно сталкивается с конфликтными ситуациями. В теоретическом плане, конфликт представляется наиболее острым способом разрешения спорных ситуаций между противодействующими участниками. В обыденном понимании, конфликт — это несогласие сторон друг с другом и обострение противоречий, связанное с негативными переживаниями.
Конфликты обуславливаются многими причинами, среди которых выделяются: сложность трудового процесса; психологические особенности человеческих отношений (симпатия и антипатия); индивидуальные характеристики каждого работника (неумение контролировать свое эмоциональное состояние, предвзятое отношение, пессимистический настрой). Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и следовать простому алгоритму решения конфликтных ситуаций в коллективе.
1. Принесите свои извинения. Это правило многие забывают, но именно извинение помогает ослабить напряжение и поставить оппонентов на путь выхода из сложившейся ситуации. При этом, не имеет фактически никакого значения, есть ваша вина или нет. Собеседник, услышав такие слова, будет относится к вам по-другому.
2. Берите на себя ответственность за проблему. Покажите второй стороне, что вы вместе возьметесь выход из ситуации и вы готовы оказать помощь и содействие для ее разрешения.
3. Примите решение. Этот этап поможет полностью установить определенность в вопросе и поставит точку в разногласиях с оппонентом. Предложите несколько вариантов окончательного результата, которые будут реально оказывать влияние на предмет разногласий. Не переходите на личности и прибегайте только к фразам имеющим прямое отношение к ситуации.
4. Начните действовать. Переход к реальным действиям поможет отвлечься от ненужных обсуждений и обвинений в адрес обеих сторон и объединит участников конфликта одной целью, которая будет наиболее оптимальна в конкретной ситуации.
5. Проконтролируйте выполнение условий решения конфликта. Убедитесь, что решение доведено до конца. Именно так вы предотвратите новые конфликты по данному вопросу и укрепите доверие к себе среди коллег и партнеров.
Способы разрешения конфликта
Для решения конфликтных ситуаций необходимо выбрать подходящий стиль поведения, который поможет наиболее эффективным образом решить проблему.
Рассмотрим несколько способов:
Приспособление
- достигнуть спокойствия и стабильности обстановки;
- упрочить доверие и взаимопонимание;
- признать собственную неправоту;
- осознать приоритет сохранения дружественных отношений с оппонентом, а не отстаивание своей точки зрения;
- придти к пониманию того, что победа в споре важнее для оппонента, а не для вас.
Компромисс
- возможен, когда оппонентами представлены одинаково убедительные аргументы;
- для урегулирования конфликта необходимо больше времени;
- обе стороны нацелены на принятие общего решения;
- отказ от своей директивной точки зрения;
- обе стороны обладают равной властью;
- вы можете несколько изменить поставленную цель, поскольку выполнение ваших условий имеет для вас не очень большое значение;
Сотрудничество
- предусматриваются совместные усилия для принятия решение;
- интеграция точек зрения и получение общих путей разрешения конфликта;
- целями обсуждения выступает приобретение общего результата и новой информации;
- усиление личного участия в проекте;
- стороны готовы поработать над выработкой нового, подходящего для обоих решения.
Пренебрежение
- источник разногласий несущественный в сравнении с другими задачами;
- требуется условия для восстановления спокойствия и трезвой оценки ситуации;
- поиск дополнительных сведений предпочтительнее, чем принятие скорого решения;
- предмет спора уводит от решения серьезных проблем;
- конфликт может быть урегулирован подчиненными;
- напряженность слишком велика для принятия решения в данный момент;
- вы уверены в том, что не можете или не желаете решать спор в свою пользу;
- у вас не хватает полномочий для решения конфликта.
Соперничество
- необходимы быстрые меры для решения ситуации;
- рекомендуется при решении широкомасштабных проблем;
- при жесткой линии управления компанией;
- от исхода ситуации зависят реальные результаты;
- только вы правомочны решить проблему.
Этические стороны решения конфликта
Категорически исключено:
- использовать ненормативную лексику;
- повышать тон;
- быть неуважительным к собеседнику;
- допускать дискриминацию по какому-то ни было признаку;
- использовать травлю сотрудника из-за предмета разногласий.
Для повышения психологической грамотности сотрудников следует постоянно проводить тренинги и обучающие уроки. Повышение уровня знаний и навыков разрешения ситуаций разного рода станут неоценимым плюсов для работы специалистов и всего коллектива в целом.