Конфликты на работе

Конфликты на работе

Конфликты на работе возникаю регулярно. Для определения способов их разрешения, необходимо детально разобраться с сутью конфликтных ситуации, причин их возникновения, а также фазами развития.
Конфликты на работе относятся к социальному бытовым – связаны с противоречиями сотрудников, по распределению обязанностей, очередности выполнения задач, зон ответственности и т.д.

 

 

  • Таким образом конфликты на работе возникаю в случаях:
    — Пересечение зон ответственности разных отделов или специалистов (особенно характерно для матричной структуры управления).
    — Недостатка информации
    — Нежелании сотрудничать
    — Отсутствия или некачественно составленного, регламента работ и должностных инструкций.

    Причины возникновения конфликтов

  • Разные цели.  В организациях у каждого подразделения свои задачи и цели. К примеру, в отделе продаж получить максимальную прибыль, в бухгалтерии иметь правильно оформленные документы и отчеты по всем сделкам. В случаях если данных два условия не выполняются, м/д сотрудниками подразделений возникают конфликты.
  • Несовпадение роли и обстоятельств. Подчинение сотрудника с опытом менее опытному сотруднику.  Частая ситуация, когда на работу пришел новый руководитель и не разбираясь в деталях начинает всё менять и перестраивать.
  • Есть задача, но нет представления как её выполнить. Мы живем в эпоху амбициозных задач и целей. Часто недостаток компетенций в управлении и коммуникации, выражается в отсутствии обратной связи или инструкции по достижению цели. Предполагается что все понимаю, как что должно выполняться.  Как говорится: Иди и делай”.
  • Разные характеры, взаимодействующих сотрудников.
    Сотрудники являются антиподами друг другу.  В данном случае без должной подготовки людей, им лучше не взаимодействовать иначе у них будут постоянные придирки.

Фазы развития конфликта

Возможность разрешения конфликта зависит от стадии, в какой фазе он находится в текущий момент. Различаю 4 фазы.

  • Начальная фаза: возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации.  Возможность разрешения конфликта 92%
  • Фаза подъема: начало открытого конфликтного взаимодействия. Возможность разрешения 46%.
  • Пик конфликта: развитие открытого конфликта. Возможность разрешения не более 5%.
  • Фаза спада: угасание конфликтной ситуации. Возможность разрешения 20%.

Как избежать конфликтов на работе

  • Определить зону ответственности. Для всех прописываются правила игры и возможность вмешиваться в процессы других сотрудников и подразделений. Имеет смысл обсудить, кто может выступить в качестве эксперта по оценки ситуации в случаях отклонения.
  • Держите коллег в курсе дел и задач. Важно формировать одинаковое понимание вектора движения, в таком случае подразделениям легче найти общий язык.
  • Объясняйте принимаемые решения. Понимание мотива поведения дает существенный прирост в эффективности взаимодействия.
  • Обратная связь.
    При взаимодействии важно уточняйте как поняли вас. Попросите проговорить своими словами. Только так можно убедиться что вас правильно поняли.



Решение конфликтных ситуаций

Люди часто погружаясь в конфликт перестают ясно понимать, что происходит. Это вызвано тем, что в данных ситуациях повышается уровень адреналина в крови, что часто приводит к снижению контроля своих действий.  Для того, что бы успешно преодолевать конфликтные ситуации, предлагаем рассмотреть пять стилей поведения в конфликтных ситуациях.

Стили поведения в конфликтной ситуации

  • Конкуренция, соревнование – отстаивание только своих интересов. Другие интересы не рассматриваются совсем. Только один может выиграть в результате данного взаимодействия.
    Применять необходимо в случаях когда необходимы решительные действия. При реализации непопулярных мер. Решение вопросов жизни и смерти. Если есть понимание, что это единственно верное решение.
  • Сотрудничество – технология выиграл-выиграл. Решение, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
    Применять необходимо в случаях если важны позиции сторон. Есть желание получить новые знания. Необходимо объединить разные точки зрения. Есть желания преодолеть кризис в отношениях, снять напряженность ситуации.
  • Избегание – не принятие решения. Уход от конфронтации, откладывание решения ситуации на потом.
    Применять необходимо в случаях, если предмет спора для вас ничего не значит. Если вы понимаете, что противостояние бесполезно, вы в данной ситуации не сможете отстоять свою позицию.  Если понимаете, что вторая сторона сильно эмоционирует и необходимо просто уменьшить градус напряженности, позже вернуться к данному разговору.  Если есть альтернативные варианты урегулирования данного конфликта, к примеру вашими коллегами. Если потенциальный вред от конфликта для обеих сторон перевешивает выгоду от его разрешения.
  • Приспособление – свои интересы не важны. Выигрывает один или оба проигрывают.
    Применять необходимо в случаях, если есть понимание, что вы не правы. Предмет конфликта для второй стороны намного важнее. Если на первом месте поддержание гармоничных отношений.
  • Компромисс – готовность дать другой стороне больше чем “конкурент”, но меньше чем “приспособленец” Выигрывает либо один либо оба проигрывают. Применять необходимо в случаях, когда достаточно временных договоренностей. Если не хватает времени для выработки оптимального решения.

Правила разрешения конфликтов

    • Работайте с эмоциональной составляющей.
      Если что-то не нравится лучше сразу об этом сказать. Оценку даем поступку или действию. Проще воспринимать критику действий, чем слышать о себе что-то плохое.
    • Ноль агрессии.  Даже если вы используете стиль поведения Конкуренция, соревнования” это должно быть неагрессивно.
    • Диалог через цель.
      Даже в конфликтной ситуации оставляйте в поле вашего внимания конечную цель. Данная техника позволяет сохранять конструктивность и не уходить в противостояние личностей.
    • Определить границы.
      Доведите данную информацию до своих коллег. К примеру можно определить время в которое вы готовы встречать для коротких вопросов или будите отвечать на оперативные запросы.
    • Стратегия диалога в зависимости от того, кто перед вами.
      Мужчинам не свойственно переход в эмоциональный диалог и оскорбление собеседников.  Если градус переговоров сильно вырос, необходимо сделать паузу и вернуться к теме через некоторое время.
      У женщин эмоции могут перерасти в истерику в таком случае лучше найти повод и уйти.

  • Повышайте психологическую устойчивость.
    Занятия спортом, переключение с работы на эффективный отдых повышают нашу психологическую устойчивость. Учитесь определять эмоциональный фон в диалоге.
Евгений
2017-12-07 03:34:13
Спасибо. Полезная статья.