Для повышения работоспособности сотрудников, а также с целью сохранения их здоровья необходимо внимательно относиться к удобству и эргономике рабочего места. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 1 января 2014 года, для новых мест и для мест, со сроком давности аттестации более 5-ти лет, предусмотрено проведение специальной оценки условий труда. Она призвана заменить предыдущие методы оценки, а именно: аттестация и государственная экспертиза условий труда.
Оценка условий на рабочем месте
Исследование, проводимое согласно 426-ФЗ, направлено на выявление потенциально опасных и вредных условий труда, с целью их учета для выплаты компенсаций, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, для определения уровня страховых взносов в ПФР, проведения медосмотров и т.д.
Кроме установленных законодательством, существуют также нормы и правила, которым бизнесмены следуют добровольно, так как понимают, что для успешной работы со 100% отдачей необходимо создавать комфортабельные рабочие места и оснащать их современными техническими условиями.
Важная информация! В рамках статьи акцент сделан на рабочих местах офисных сотрудников. Для таких рабочих мест предусмотрена процедура декларирования на соответствие государственным нормам. Срок действия декларации составляет 5 лет, и может быть автоматически продлен, если за это время не произошло производственных травм или выявления заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
Упрощенная система декларирования позволяет работодателям экономить существенные суммы денежных средств, которые необходимы для проведения дорогостоящего исследования.
Что касается вышеуказанного Федерального закона, то в нем четко прописано какие организации и эксперты могут быть допущены для проведения специальной экспертизы.
В штате крупных компаний, часто можно встретить эксперта по безопасности труда. В его обязанности входит соблюдения всех норм, предусмотренных законодательством, информирование новых сотрудников о правилах безопасности в офисе и о том, как нужно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации, например, пожара.
Нормы организации рабочего места
Для офисных сотрудников, одним из самых неблагоприятных факторов, влияющим на здоровье, является компьютерная техника.
Помимо логики и личных ощущений, существует документ, в котором четко прописаны гигиенические требования к организации работы со сложными технологическими устройствами, например, ПК (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В документе прописаны нормы по главным аспектам работы с компьютерной техникой. Перечислим основные, которые работник может оценить самостоятельно.
Требования к помещениям
- Кабинеты должны иметь как искусственное, так и натуральное освещение.
- Окна должны преимущественно выходить на север и северо-восток и быть занавешены жалюзи или шторами.
- Одно рабочее место, оборудованное компьютером с современным ЖК дисплеем, должно занимать не менее 4,5 м2.
Микроклимат в офисе
- Обязательно должна проводиться влажная уборка один раз в сутки.
- Необходимо систематическое проветривание кабинета (1 раз в час)
Важно! Требования к уровню шума, освещения, вибрации и электромагнитных полей на рабочих местах в офисах должно быть в пределах, установленных СанПиН для жилых и общественных, а также производственных помещений.
Общие правила для офисных помещений с ПК
- Для рабочих столов, с установленными дисплеями, предусмотрено минимальное расстояние между тылом одного и лицевой части другого, равное 2 метра. А боковое расстояние между экранами – 1,2 метра.
- Для специалистов профессий, требующих значительного умственного напряжения, нормами установлено обязательное наличие перегородок, высота которых составляет — 1,5-2 метра.
- Расстояние от глаз до экрана должно быть 60-70 см (минимум 50 см).
- Столы должны отвечать современным эргономическим требованиям. Высота стола должна быть 72,5 см или регулироваться в диапазоне 68-80 см.
- Стулья следует выбирать с регулируемыми спинками и высотой. Такая мебель поможет снять нагрузку с шейно-плечевого отдела и мышц спины, а также снизит утомляемость.
- Материал для сидения следует выбирать средней жесткости, который поддается легкой гигиенической обработке.
Работодатель обязан полностью контролировать соблюдение данных норм и правил и несет за это административную ответственность.
Идеальное рабочее место
Конечно, трудно рассчитывать на то, что все работодатели неожиданно начнут строго следовать законодательным предписаниям, тем более штрафы совсем невелики, да и взывать к морали тоже не подходящий вариант, а то и работу потерять можно.
Внимание! При грубом нарушении рабочих норм в помещении (температурного режима ниже 18о С и выше 28о С, запыленности и т.д), можно составить коллективный акт о нарушении норм труда и отправить его в Роспотребнадзор.
Некоторые работодатели все-таки понимают, что удобное и красивое рабочее пространство является хорошим мотивационным средством (нематериальным) для улучшения рабочего настроя и производительности труда.
Для тех, кому повезло меньше, остается одно, своими силами максимально приблизить свое рабочее место к идеальному, для этого:
- Поддерживайте постоянный порядок на столе и в шкафчиках тумбы.
- Ежедневно протирайте свой монитор специальными дезинфицирующими салфетками.
- Расположите на столе приятные сердцу вещи, например, семейное фото или сувенир с путешествия.
- Каждый час делайте перерыв от работы на персональном компьютере на 10 минут, чаще меняйте положение тела на стуле, так вы избежите мышечного переутомления как глаз, так и опорно-двигательного аппарата.
- Приобретите, при необходимости, дополнительный осветительный прибор. Небольшие финансовые затраты сторицей окупятся хорошим зрением и настроением.
Запомните, только место, обустроенное своими руками и с любовью, может стать идеальным.