Экологическая этика

В последней четверти XX века в связи с обострением экологического кризиса вопрос о месте и роли человечества в экосистеме Земли стало объектом повышенного внимания экологов, философов, культурологов, представителей гуманитарных и естественных направлений. В современных условиях развития технологий и чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду актуальны задачи формирования эффективных программ природопользования и природоохранной деятельности.

Решение этих задач невозможно без смещения нравственных акцентов, а так же установок, общественных приоритетов и практики в интересах гармоничного развития человека и окружающей природы, как высшей ценности. Свидетельство тому является усиленный интерес к аксиологической проблеме этики, которая никогда не занимала такого видного места, как на современном этапе развития общества. Что вообще предвидет морально-этические основы экологической идеологии, которая максимально соответствует задаче формирования общественной не логично-ориентованной культуре, представлена отраслью экологического знания — экологической этикой, которая обосновывает теоретические основы нравственности человеческого отношения к природе, формирует чувство ответственности, любви и сострадания к природе.

История возникновения и становления экологической этики

Проблема нравственного отношения к окружающей природе, нравственных проблем взаимоотношений человека и природы, этики отношений к животным и другое имеют различную направленность и прослеживаются в произведениях известных мыслителей, таких как Пифагор, Гераклит, Сенека, Августин, Кант и многих других и в религиозных концепциях , которые направлены на решение глобальных проблем человечества.

Собственно сам факт появления экологической этики во многом обусловлен проблемами, которые возникали в историко-культурном развитии человеческой цивилизации и достигли своей актуальности в конце XX — начале XXI вв.

Основателем экологической этики считается американский эколог Ольда Леопольд (1887-1948) и немецко-французский теолог, врач и философ Альберт Швейцер (1875-1965).

Мыслители еще со времен библейских пророков постоянно указывали на то, что «опустошение земли не только вредно, но и весьма дурно», именно так О. Леопольд обосновывал необходимость существования новой этики — экологической в «Альманахе песчаного графства» (1980). Экологическая этика в экологическом смысле слова — это ограничение свободы действия в борьбе за существование.

Концепция О. Леопольда и А. Швейцера представляют собой сочетание этического и экологического аспектов, где конфликт с природным миром является результатом чрезмерного использования природных ресурсов и оторванностью человека от целостности земного сообщества.

Идеи О. Леопольда и концепция А. Швейцера стали фундаментом для формирования экологической этики и одновременно и пространством для разнообразного обсуждения этико-экологических парадигм по решению экологических проблем в таких областях знания, как экология, этика, философия, культурология и др..

Уже в начале 1970-х годов экологическая этика на Западе была выделена в самостоятельную философскую дисциплину, вследствие чего возникает необходимость расширения традиционного круга предмета этики. (Этика расширяет границы, если экология ранее была биологизована, а этика — социализированна, то теперь, наоборот, вследствие чего произошло не только расширение круга экологических отношений и взаимодействий, но и включение этики в сферу экологии, и наоборот.)

Впервые философский курс «Экологическая этика» введен в штате Висконсии (США) 1971 года. Особенно активно экологическая этика стала развиваться в США, Великобритании, Австралии, Норвегии и Канаде.

Первые работы посвящены экологической этике увидели свет еще в 1820-1840 годах и касались места человека в системе взаимоотношений —  «общество и природа». Начальные серии статей посвященных разработке экологической этики принадлежащих американским исследователям Д. Кобб мл .. В. Блэкстоун, Р. Рутли; в 1972 г. организована первая международная конференция «Философия и экологический кризис», а уже через три года  в 1975 г. X. Ролстон в журнале «Этика» опубликовал статью «существует экологическая этика?».

В России впервые о этическое отношение к природе и гуманность в отношении животных отмечено в «Уставе благочиния», изданном в 1782 г. А в середине XIX в. первым, кто выражал экоэтические взгляды, был Л. Щербина, а также писатели И. Тургенев, Достоевский, Л. Толстой. В 1899 г. свет увидела книга С. Фишера «Человек и животное. Этико-юридическое описание», которая впервые заявила о базовых морально-правовых принципах относительно живого, где все животные заслуживают непосредственной правовой охраны ради самих себя.

Своеобразной предпосылкой в становлении экологической этики на территории господствующей идеологии существующего советского режима стала деятельность российского природоохранного движения в начале XX в., представленного учеными-биологами Г. Кожевниковым, И. Бородиным, В. Талиевым, А. Семеновым-Тян-Шанским и определялась тремя основными тенденциями развития — утилитарной, научной и эстетико-этической.

Еще в 1908 г. на Всероссийском съезде по акклиматизации профессор Московского университета Г. Кожевников впервые поставил вопрос о праве теории первобытной природы на существование. Экологи акцентировали внимание на уникальности и эстетической ценности памятников природы (И. Бородин) и на моральном воспитании в связи с перспективами будущего всего человечества, что особенно важно в отношении человека к окружающей среде потере ощущения связи, порывая отношения с природой, глядя на нее только со стороны «узкого взгляда» и намерен жить только для себя (А. Семенов-Тян-Шанский).

Существенный  вклад в развитие экологической этики как этики Земли, глобальной этики, этики выживания, этики глобальной солидарности представлены научными трудами зарубежных исследователей: Д. Кайфера «Биоэтика», К. Шрейдер-Фречет «Экологическая этика», Д. Шофер и Т. Аттиг » Этика и окружающая среда «, Р. Атфильд» Этика и экологическая забота «, Р. Эллиот и А.Гейнер» Экологическая философия «,  П. Сингер« Освобождение животных », Е. Линзи «Права животных», П. Тейлор «Уважение к природе», Д. Па-смор «Человеческое уважение», Р. НЭПе «Права природы», Л. Гребер «Дикая природа как священное пространство» и др..

Проблемы экологической этики нашли отражение в различных международных и политических документах (Международный союз охраны природы — IUCN, Программа ООН по охране окружающей среды — UNEP и Фонд дикой природы — WWF) подготовили Всемирную стратегию охраны природы, Повестке дня XXI века, докладах «Наше общее будущее «,» Забота о Земле: стратегия сбалансированного жизни «; ЮНЕП; Экофорум за мир; Сеульская декларация по экологической этике. А в 1985 году впервые утвержден принцип сохранения любой жизни, принятый Генеральной Ассамблеей ООН.

В 1990 г. создается Интернациональная сообщество экологической этики (учредители Л. Вестра и X. Ролстон III) и Интернациональная ассоциация природоохранной философии (Б.В. Фольц, Г. Фридман), которая уделяет особое внимание экологической этике.