Динамика конфликта и типы поведения

сотрудники на грани ссоры

Всякий конфликт должен пройти основные стадии: возникновение, столкновение взглядов, действия, урегулирование конфликта.

Например, руководство какого-нибудь отдела возглавил новый человек. Он по-другому видит ситуацию и по-другому оценивает работу коллектива. А в то же время, в коллективе уже есть свои устоявшиеся правила и традиции. Все это приводит к раздражению, неприязни и не желанию выполнять требования нового руководителя.

Разрешение конфликта – задача не из легких, особенно, когда каждая сторона настаивает на своем. Управление конфликтами осложняется еще и тем, что ему свойственно вырастать из локального во всеобщий. Неприязнь 2х сотрудников может разделить весь коллектив на два лагеря. В коллективе образуется напряженная, враждебная атмосфера. Все это оказывает негативное влияние на рабочую производительность, снижает плодотворность.

Типы поведения в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации чаще всего проявляются три типа поведения:

  • Агрессивный;
  • Нейтральный;
  • Миротворческий.

Агрессивно себя ведут люди, не желающие принимать чужие взгляды, интересы, мнения. Они уверены только в своей правде и ни в коем случае не готовы поменять свою позицию, что бы достичь компромисса.

начальница кричит в рупор на молодую подчинённую

Миротворчески настроены люди, умеющие производить анализ сложившейся ситуации и старающиеся урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны.

Нейтральный тип поведения подразумевает отказ от участия в конфликтной ситуации, остаться в стороне.

Но, зачастую, большинство людей при возникновении конфликта настроены агрессивно.

Разрешение конфликтов

Тут тоже можно выделить несколько видов выхода из конфликтной ситуации.

  1. Первый – это уход от проблемы, например, один из противников просто меняет тему разговора. Такой способ характерен для людей, которым необходимо хорошо подумать, взвесить все за и против, выявить причины возникновения спора и найти способы его разрешения.
  2. Второй вариант – это смягчение обстоятельств, когда одна сторона оправдывает свою позицию или соглашается с оппонентом. Но невозможно решить конфликт путем оправдания себя, это даже больше усугубит ситуацию. Этим приемом пользуется человек, предпочитающий достижение мира и согласия. Он также может воспользоваться приемом вынуждения, чтобы сохранить отношения, но не усугубляя положение.
  3. Третий подход – поиск компромисса. Обсуждение позиций обеих сторон и поиск выгодного решения для всех. Компромисс помогает снять напряжение и найти приемлемое решение.
  4. Четвертый вариант – полное противостояние двух сторон. Ни один из оппонентов не хочет прислушаться к мнению и позиции другого.
  5. Пятый вариант – принуждение. Этот метод заключается в навязывании своего мнения другому человеку. Это самый быстрый способ разрешения конфликта, но не самый благоприятный в плане сохранения отношений.
Запись опубликована автором t.manager121 в рубрике Конфликты.